Этапы реинжиниринга бизнес-процессов в экономических системах

Существуют 2 основных типа изменений в организации. 1) Постоянное совершенствование БП, базирующееся на том, что конкурентоспособность организации целесообразно повышать, проводя небольшие, но постоянные улучшения БП.

2) Реинжинииринг, который подразумевает проведение революционных преобразований в организации.

Реинжениринг - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование БП для достижения существенных улучшений таких ключевых показателей результативности как: затраты, качество, Уровень обслуживания, оперативность.

При реинжиниринге все изменения проводятся разово, но они имеют значительный характер. При реинжиниринге должна использоваться проектная форма управления так как это разовая инновационная задача, при которой требуется тщательное планирование ресурсов, формирование эффективной рабочей группы, обеспечение контроля выполнения проекта. При реинжиниринге затрагиваются и подвергаются изменениям не только ключевые процессы верхнего уровня, но и стратегии организации. Радикальность означает что необходимо создавать БП заново, а не просто вносить изменения в существующие БП.

Этапы проведения бизнес-реинжиниринга представлены на рисунке. Идентификация бизнес-процессов. Постановку проблемы и инициацию работ по бизнес-реинжинирингу осуществляют менеджеры верхнего звена управления предприятием - ЛПР. Как правило, на начальном этапе формулируются проблемы. На этом этапе ЛПР ставят стратегические цели: выход на новые сегменты рынка, захват лидерства в конкурентной борьбе, достижение определенных уровней рентабельности и т.д..

После осознания необходимости бизнес-реинжиниринга производится разъяснительная работа среди работников предприятия. Кроме того, осуществляется выделение необходимых материальных, людских, финансовых и временных ресурсов на проведение бизнес-реинжиниринга и создаются команды, которым предстоит разработать проект РБП.

На стадии идентификации бизнес-процессов выполняются следующие работы:

1. Формулирование (уточнение) миссии предприятия.

2. Определение ключевых факторов успеха (7-8 факторов): длительность, издержки, качество, сервисное обслуживание и т.д.

3.Выявление основных видов БП, существующих и перспективных (10 – 15).

4. Оценка бизнес-процессов по степени реализации ключевых факторов успеха.

5. Ранжирование бизнес-процессов с указанием приоритетов реинжиниринга.

7. Спецификация существующих обеспечивающих производственных и информационных технологий.

8. Описание возможных сценариев развития предприятия: появление новых технологий, ресурсов, изменение поведения клиентов, партнеров, конкурентов.

9. Определение ограничений, связанных с уровнем квалификации персонала фирмы, технической оснащенности производства и т.д.

10.Определение внешних рисков обеспечения финансовыми ресурсами, надежности партнеров.

Обратный инжиниринг – исследование существующих бизнес-процессов.

Постановка задач реинжиниринга бизнес-процессов по мере развития проекта постоянно уточняется. Так, сформулированные на начальном этапе в общем виде цели РБП могут быть скорректированы по результатам исследования существующей системы организации бизнес-процессов. Обратный инжиниринг может не выполняться, если аналогичные работы проводились в прошлом и по ним имеется соответствующая документация. Обратный инжиниринг по мнению Якобсона не должен вызывать получения детальной картины существующих БП. На стадии обратного инжиниринга строятся, как правило, только принципиальные схемы БП, позволяющие понять сущность бизнес-процесса в целом и выявить направления реорганизации бизнес-процессов.

Прямой инжиниринг – построение новых бизнес-процессов. Разработка моделей новых бизнес-процессов может осуществляться в нескольких вариантах. По крайней мере, строят две модели бизнес-процессов:

идеальную модель, которая может быть достигнута в перспективе и к которой следует стремиться

реальную модель, которая может быть достигнута в обозримом будущем с учетом имеющихся ресурсов.

Реальная модель БП должна быть такой, чтобы можно было в перспективе перейти к идеальной. Т. О., на основе моделирования БП выбираются наиболее эффективные с т.з. реализации ключевых факторов успеха варианты их организации. Разработка проекта реинжиниринга бизнес-процессов.

После определения основных направлений реорганизации бизнес- процессов осуществляется разработка обеспечивающих подсистем, поддерживающих функционирование новой системы организации бизнеса.

В части изменения структуры организационно-экономической системы осуществляется:

• разработка должностных инструкций, обучение персонала, подготовка рабочей документации.

В части создания новой информационной системы осуществляется:

• разработка и наполнение БД, установка системы телекоммуникации, программирование, настройка программных модулей.

Обычно в реинжиниринге БП используются современные средства автоматизации проектирования (CASE -технологии), например, CASE Oracle Designer 2000, SilverRun, и др. или комплексные системы управления ресурсами предприятия (ERP), например, R /3,. Внедрение проекта реинжиниринга бизнес-процессов предполагает его сдачу приемочной комиссии, в которую входят представители ЛПР, и менеджеры процессов. Внедрение проекта, как правило, осуществляется поэтапно в соответствии с приоритетами, установленными на этапе идентификации бизнес-процессов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: