Технология реинжиниринга бизнес-процессов

Понятие "реинжиниринг бизнес-процессов" (BPR - Business process reengineering) возникло примерно в 1990 г. и с тех пор вызывает активный интерес специалистов в области менеджмента и ИТ.

Реинжиниринг бизнес-процессов представляет собой проектную деятельность, направленную на реструктуризацию организационно-экономической и информационной систем предприятия, на которую распространяются все требования по выполнению и документированию этапов жизненного цикла проекта любых систем. В частности, процесс перепроектирования бизнес-процессов включает стадии системного анализа и системного синтеза. В ходе системного анализа на основе исследования недостатков существующей системы формулируются потребности в новой организации бизнес-процессов, выбирается направление и определяется экономическая целесообразность перепроектирования бизнес-процессов. На стадии системного синтеза решаются проектные задачи определения конфигурации бизнес-процессов и архитектуры, поддерживающей организационной структуры и информационной системы предприятия. Таким образом, видно, что реорганизация организационно-экономической системы и проектирова­ние ИС идут практически параллельно.

Параллельность жизненного цикла РБП означает также то, что большинство основных реорганизуемых бизнес-процессов проекти­руется одновременно, что вызывает необходимость параллельной координации проводимых работ в части разработки общих обеспечивающих подсистем. Таким образом, общесистемные решения фор­мируются в процессе реализации требований к отдельным бизнес-процессам.

Последовательность стадий проведения реинжиниринга бизнес-процессов представлена на рис. 8.6.

Решение о проведении реинжиниринга
 
Этап 1 Визуализация Разработка образа будущей компании Спецификация целей компании
 
Этап 2 Обратный инжиниринг Создание модели существующего предприятия Идентификация процессов на предприятии Документирование потоков работ Определение стоимости существующих процессов
 
Этап 3 Прямой Инжиниринг Этап 3.1 Перепроектирование бизнес-процессов Реорганизация процедур для использования ЭВМ, повышения эффективности ручного труда Идентификация необходимых изменений в работе персонала и ЭВМ
Этап 3.2 Разработка организационной структуры Проектирование работ, системы мотивации Организация командной работы Управление качеством и т.д.
Этап 3.3 Разработка информационной системы Приобретение ЭВМ, Разработка программного обеспечения
Этап 4 Внедрение Подготовка персонала Внедрение перепроектированных процессов Интеграция и тестирование
Новая компания
       

Рис. 8.6. Последовательность проведения реинжиниринга

На стадии идентификации, отвечающей на вопрос: "что должно реорганизовываться?", выделяются основные виды деятельности, реорганизация которых обеспечивает кардинальное повышение эффективности функционирования организационно-экономической системы. На стадии обратного инжиниринга осуществляется анализ существующих бизнес-процессов с целью формулирования предложений по их реорганизации. Стадия прямого инжиниринга включает построение моделей новой организации бизнес-процессов и их реализацию в виде техно-рабочего проекта. Модели новой организации бизнес-процессов доказывают возможность достижения сформулированных на этапе идентификации критериев эффективности. В дальнейшем модели бизнес-процессов воплощаются в виде положе­ний и инструкций по организации работ персонала и техно-рабочего проекта информационной системы. Внедрение предполагает комплексное тестирование разработан­ных компонентов проекта, обучение персонала и поэтапный ввод в действие перепроектированных бизнес-процессов. Рассмотрим ста­дии проведения реинжиниринга бизнес-процессов более подробно.

Анализ этапов проведения РБП показывает большие трудовые и стоимостные затраты, связанные с последовательным характером выполняемых работ, необходимостью существенных затрат на об­ратный инжиниринг, ручную разработку моделей новой организации бизнес-процессов и последующую реализацию проекта.

Между методикой моделирования РБП и методологией построения иерархических содержательных моделей можно провести аналогию. В методике иерархических содержательных моделей каждый процесс из иерархии процессов системы описывается с помощью, так называемых, структурных элементов (конечных продуктов, предметов деятельности, средств деятельности, кадров) и их параметров, а также параметров процесса. В модели РБП каждый отдельный шаг (событие) прецедента также описывается в терминах объектов-участников процесса.

Во многом успех конкретного проекта по реинжинирингу определяет использование инструментальных средств. Все используемые в BPR ИС можно разделить на следующие группы:

1. Средства создания диаграмм и инструментарии низкого уровня, предназначенные для автоматизации первых этапов (описания целей и перспектив компании).

2. Средства описания потоков работ, позволяющие проектировать планы работ над проектами.

3. Средства имитационного моделирования/анимации, применяемые для анализа динамики бизнес-процессов, использующие специальные графические средства, специальные языки.

4. CASE-средства, объектно-ориентированные инструментарии и средства быстрой разработки приложений (RAD-средства), используемые в основном для разработки информационных систем в составе новых бизнес-процессов.

5. Интегрированные многофункциональные средства, автоматизирующие все основные этапы BPR. Как правило эти средства поддерживают многопользовательский доступ к инструментарию, стыковку с RAD-средствами, возможности имитационного моделирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: