Понятие "реинжиниринг бизнес-процессов" (BPR - Business process reengineering) возникло примерно в 1990 г. и с тех пор вызывает активный интерес специалистов в области менеджмента и ИТ.
Реинжиниринг бизнес-процессов представляет собой проектную деятельность, направленную на реструктуризацию организационно-экономической и информационной систем предприятия, на которую распространяются все требования по выполнению и документированию этапов жизненного цикла проекта любых систем. В частности, процесс перепроектирования бизнес-процессов включает стадии системного анализа и системного синтеза. В ходе системного анализа на основе исследования недостатков существующей системы формулируются потребности в новой организации бизнес-процессов, выбирается направление и определяется экономическая целесообразность перепроектирования бизнес-процессов. На стадии системного синтеза решаются проектные задачи определения конфигурации бизнес-процессов и архитектуры, поддерживающей организационной структуры и информационной системы предприятия. Таким образом, видно, что реорганизация организационно-экономической системы и проектирование ИС идут практически параллельно.
Параллельность жизненного цикла РБП означает также то, что большинство основных реорганизуемых бизнес-процессов проектируется одновременно, что вызывает необходимость параллельной координации проводимых работ в части разработки общих обеспечивающих подсистем. Таким образом, общесистемные решения формируются в процессе реализации требований к отдельным бизнес-процессам.
Последовательность стадий проведения реинжиниринга бизнес-процессов представлена на рис. 8.6.
Решение о проведении реинжиниринга | |||
Этап 1 Визуализация | Разработка образа будущей компании Спецификация целей компании | ||
Этап 2 Обратный инжиниринг | Создание модели существующего предприятия Идентификация процессов на предприятии Документирование потоков работ Определение стоимости существующих процессов | ||
Этап 3 Прямой Инжиниринг | Этап 3.1 Перепроектирование бизнес-процессов | Реорганизация процедур для использования ЭВМ, повышения эффективности ручного труда Идентификация необходимых изменений в работе персонала и ЭВМ | |
Этап 3.2 Разработка организационной структуры | Проектирование работ, системы мотивации Организация командной работы Управление качеством и т.д. | ||
Этап 3.3 Разработка информационной системы | Приобретение ЭВМ, Разработка программного обеспечения | ||
Этап 4 Внедрение | Подготовка персонала Внедрение перепроектированных процессов Интеграция и тестирование | ||
Новая компания | |||
Рис. 8.6. Последовательность проведения реинжиниринга
На стадии идентификации, отвечающей на вопрос: "что должно реорганизовываться?", выделяются основные виды деятельности, реорганизация которых обеспечивает кардинальное повышение эффективности функционирования организационно-экономической системы. На стадии обратного инжиниринга осуществляется анализ существующих бизнес-процессов с целью формулирования предложений по их реорганизации. Стадия прямого инжиниринга включает построение моделей новой организации бизнес-процессов и их реализацию в виде техно-рабочего проекта. Модели новой организации бизнес-процессов доказывают возможность достижения сформулированных на этапе идентификации критериев эффективности. В дальнейшем модели бизнес-процессов воплощаются в виде положений и инструкций по организации работ персонала и техно-рабочего проекта информационной системы. Внедрение предполагает комплексное тестирование разработанных компонентов проекта, обучение персонала и поэтапный ввод в действие перепроектированных бизнес-процессов. Рассмотрим стадии проведения реинжиниринга бизнес-процессов более подробно.
Анализ этапов проведения РБП показывает большие трудовые и стоимостные затраты, связанные с последовательным характером выполняемых работ, необходимостью существенных затрат на обратный инжиниринг, ручную разработку моделей новой организации бизнес-процессов и последующую реализацию проекта.
Между методикой моделирования РБП и методологией построения иерархических содержательных моделей можно провести аналогию. В методике иерархических содержательных моделей каждый процесс из иерархии процессов системы описывается с помощью, так называемых, структурных элементов (конечных продуктов, предметов деятельности, средств деятельности, кадров) и их параметров, а также параметров процесса. В модели РБП каждый отдельный шаг (событие) прецедента также описывается в терминах объектов-участников процесса.
Во многом успех конкретного проекта по реинжинирингу определяет использование инструментальных средств. Все используемые в BPR ИС можно разделить на следующие группы:
1. Средства создания диаграмм и инструментарии низкого уровня, предназначенные для автоматизации первых этапов (описания целей и перспектив компании).
2. Средства описания потоков работ, позволяющие проектировать планы работ над проектами.
3. Средства имитационного моделирования/анимации, применяемые для анализа динамики бизнес-процессов, использующие специальные графические средства, специальные языки.
4. CASE-средства, объектно-ориентированные инструментарии и средства быстрой разработки приложений (RAD-средства), используемые в основном для разработки информационных систем в составе новых бизнес-процессов.
5. Интегрированные многофункциональные средства, автоматизирующие все основные этапы BPR. Как правило эти средства поддерживают многопользовательский доступ к инструментарию, стыковку с RAD-средствами, возможности имитационного моделирования.