Вопрос №18 «Теории символического интеракционизма Дж. Мида и Герберта Блумера»

Символический интеракционизм опирается на труды американских социологов Джорджа Мида (1863-1931) и Чарлза Кули (1864-1929). которые разработали исходные принципы этого социологического направления. Сам термин «символический интеракционизм» был введен в научный оборот в 1937 г. учеником Дж. Мида Гербертом Блумером(1900- 1987).

Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:

  • люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;
  • сами символы являются продуктом социального взаимодействия (интеракции) между людьми;
  • символические значения возникают и изменяются посредством интерпретации и переопределения символов.

Представители интеракционизма утверждают, что индивид создает свои объекты на основе тех значений, которые он им придает. С точки зрения Мида, люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых представлены в языке. Именно язык является первейшим и основным фактором человеческого взаимодействия, «все люди создаются в разговорах», — считают интеракционисты, если нет языкового общения, то нет и человека. При общении индивиды как бы обмениваются символами. Чтобы интеракция (общение) продолжалась, каждый вовлеченный в нее должен еще и интерпретировать намерения других с помощью принятия роли, т.е. поставить себя на место партнера. Само же общение есть обмен взаимопонятных символов с целью достижения практических результатов в совместной деятельности.

(РАЗВЕРНУТЫЙ 18 ВОПРОС, ЧТОБЫ БЫЛО ПОНЯТНО)

Парадигма символического интеракционизма опирается на труды М. Вебера, который подчеркивал необходимость понимать действия и поведение людей с их точки зрения, а не с позиции стороннего наблюдателя.

Взаимодействие рассматривается сторонниками этого направления как непрерывный диалог между людьми, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Любые действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации между участниками. Коммуникация, в свою очередь, становится возможной лишь благодаря тому, что люди, вступающие в контакт, придают одинаковые значения одним и тем же символам. Особое значение в данной теории придается анализу языка как главного символического посредника взаимодействия (в терминах П. Сорокина – «проводника» социального взаимодействия). Таким образом, общество представляет собой сложную, постоянно меняющуюся мозаику субъективных значений.

Само название направления – символический интеракционизм – было предложено в 30-е гг. ХХ в. американским социологом Гербертом Блумером. Исходные принципы концепции интеракционизма состояли из трех пунктов:

• люди совершают свои поступки в отношении тех или иных объектов на основе тех значений, которые они придают этим объектам;

• сами эти значения возникают из социальных взаимодействий;

• любое социальное действие проистекает из приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения людей.

Важнейший вклад в разработку символического интеракциониз-ма внес Джордж Герберт Мид, профессор философии Чикагского университета. Используя понятие «роль» как центральное, он подробно показал, каким образом социальные процессы создают человеческую «самость» – осознание человеком самого себя и своего места в обществе.

По Дж. Миду, разница между человеком и любым другим деятельным существом заключается в двух отличиях:

• все виды деятельных существ, включая человека, оснащены мозгом, но только человек обладает разумом;

• все живые существа обладают телом, однако лишь человек имеет ощущение собственной исключительной и неповторимой личности.

Разум человека возникает и развивается в рамках социального процесса, важнейшим фактором которого является язык. Становление человека происходит в языке, и сам человек «существует» в языке. Способность осознавать свое «Я» развивается в социальной жизни посредством «взятия на себя» роли. Человек становится действующим субъектом благодаря реакции на себя других людей. Социальная жизнь зависит от способности людей воображать самих себя в других социальных ролях, а эта способность напрямую связана с рефлексией.

Самое существенное в людях, по Дж. Миду, это то, что они живут, постоянно созидая, в мире смыслов, толкований и содержаний и делают это в обществе других людей независимо от того, знают они об этом или нет. Необходимой составляющей процесса включения человека в общество являются детские игры, в которых детьми «проигрываются» различные роли, закрепляющие принятые в данном обществе образцы поведения. Люди, с которыми человек (ребенок) взаимодействует наиболее интенсивно и чье поведение определяет его состояние, называются, по Дж. Миду, «значимыми другими». Значимые другие играют важнейшую роль в процессе социализации человека.

Последователь Дж. Мида Г. Блумер, помимо дальнейшей теоретической разработки концепции интеракционизма, уделял большое внимание практическим исследовательским работам. По его мнению, социология должна приспосабливать свои методы к ситуациям, с которыми она сталкивается. Исследователь должен сам стать таким, как те, кого он изучает, чтобы получить доступ к схемам интерпретации, которые применяются в этой ситуации. Отсюда – основные методы интеракционистов: наблюдение участников и интервью.

В труде с «говорящим» названием «Общество символического взаимодействия» Г. Блумер сформулировал основные положения теории интеракционизма:

• человеческое общество состоит из индивидов со своим «Я». Это значит, что они могут ссылаться на самих себя в отношениях с внешним миром. В этих отношениях индивид является созидателем, он придает смысл окружающему миру. Мир становится для него объектом, приобретающим смысл благодаря индивиду, манипулирующему им;

• главной чертой человека является мышление. Одновременно, подчеркивает Г. Блумер, человек – существо, обладающее намерениями.

Перенеся эти положения на макроуровень, интеракционизм утверждает, что общество не имеет объективной структуры. Его следует понимать как постоянное взаимодействие между различными действующими индивидами, которые встречаются в рамках ситуаций. Смысл этих ситуаций, их интерпретацию создают люди.

Некоторые видные социологи, в частности Н. Смелзер, считают, что символический интеракционизм дает более реалистичное представление о механизме социального взаимодействия, чем теории социального обмена. Однако концентрация внимания на уникальных и неповторимых субъективных смыслах – представлениях индивидов – делает практически невозможным конструктивный анализ и обобщения.

Вместе с тем широко известны исследования отклоняющегося поведения, выполненные Говардом Беккером, автором интеракционистской теории штампов. Суть ее в том, что человек сам не является отклоняющимся, но может стать таким, если подвергать его давлению в эту сторону. Отклонения можно понять только в связи с человеческими отношениями, когда обществом признается, что какое-то поведение является отклоняющимся и его надо пресечь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: