Репрезентативность выборки

Репрезентативность выборки – это свойство выборки, заключающееся в ее способности адекватно представлять состояние дел в генеральной совокупности. В количественных исследованиях различают статистическое и нестатистическое обоснование репрезентативности. Статистическое обоснование репрезентативности применяется к случайным (вероятностным, статистическим) выборкам - простым, стратифицированным, кластеризованным, многоступенчатым. Оно обеспечивается оцениванием случайной ошибки выборки для наиболее важных, с точки зрения целей исследования, переменных. Нестатистическое обоснование репрезентативности применяется к целевым (квотным) выборкам. Репрезентативность квотной выборки обычно обосновывается соответствия распределения выборки распределению генеральной совокупности по наиболее важным социально-демографическим показателям, таким как пол, возраст, образование и т.п., а также применением рандомизирующих процедур при отборе респондентов, таких как использование элементов маршрутной выборки, запрет на опрос родственников и знакомых и др. Для выборки, полученной методом "основного массива" или "снежного кома", обоснование репрезентативности строится на основе оценки неохваченной части генеральной совокупности - ее объема, а также существенности отличий от выборки исследования. Выборки качественных исследований обосновываются теоретически и, в силу этого, часто называются теоретическими.

27Социологические исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью получения достоверных данных о социальных явлениях и процессах для последующего их использования в практике социального управления. Другими словами, социологическое исследование можно представить как систему теоретических и эмпирических процедур, способов получения новых знаний о социальных процессах и явлениях. Предметом социологического исследования являются проблемы, актуальные для общества, группы, организации. Оно отличается практической направленностью.

Прикладное социологическое исследование — непосредствен­ный сбор, обработка и анализ первичной социологической инфор­мации. В данном разделе раскрываются основные методы сбора и анализа данных в прикладных социологических исследованиях, а также этапы проведения исследования. После изучения данного раздела и всех его составляющих компонентов вы должны:

- знать основные методы сбора и анализа первичной социологической информации;

- владеть навыками проведения социологического исследования

Прикладное социологическое исследование (ПСИ) — непосредственный сбор, обработка и анализ первичной социологической информации. Его основной целью является получение фактов, которые составляют эмпирический базис социологии или имеют самостоятельное прикладное значение. Прикладное социологическое исследование всегда проводится по определенным правилам. Этапы проведение ПСИ.

1. Предварительный: составление программы и плана-графика ПСИ плановых документов исследования.

2. Полевой: подготовка исследовательской группы, подготовка поля исследования, пилотаж, полевое исследование.

3. Упорядочение, обработка и анализ полученной информации.

4. Составление итоговых документов, в которых отражаются результаты ПСИ и методы их получения.

Виды социологического исследования. В зависимости от целей ПСИ они делятся на разведывательные, описательные и аналити­ческие.

Разведывательное исследование {пилотажное) используется в качестве предварительного этапа масштабных исследований. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрошенной программе и методике. Разновидностью пилотаж­ного исследования является экспресс-опрос (так называемый зон­даж общественного мнения).


Описательное исследование применяется в случае исследова­ния большой общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Такое исследование проводится по разработанной программе и на базе методически апробированного и инструментария.

Аналитическое исследование — самый глубокий вид социологического анализа, ставящий своей целью кроме описания изучае­мого явления еще и выявление причин, лежащих в его основе.

Исходя из частоты проводимых исследований, разделяют то­чечные и повторные их виды:

§ точечное исследование (разовое) дает информацию о состоя­нии объекта анализа, о количественных характеристиках явления или процесса в момент его изучения;

§ повторное исследование, проводимое последовательно через определенные промежутки времени, основанное на единой про­грамме и инструментарии, дает представление о динамике изучае­мого объекта;

§ панельное исследование — особый вид повторного. Панель­ное исследование предусматривает неоднократное изучение одной и той же группы лиц через определенные промежутки времени. Непрерывное и оперативное получение данных о явлениях и про­цессах, происходящих в обществе, называетсясоциальным монито­рингом.

Изучение социальных процессов методами прикладной социо­логии начинается с разработки программы исследования. От ка­чества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы социолога.

Программа ПСИ— это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта. Требования к объекту ПСИ следующие:

1. четкое обозначение явления по следующим параметрам — профессиональная (отраслевая) принадлежность, пространствен­ная ограниченность, функциональная направленность;

2. определенная временная ограниченность;

3. возможность его количественных измерений;

Предмет ПСИ - это те стороны (свойства, отношения) объек­та исследования, которые в наиболее полном виде выражают ис­следуемую проблему и подлежат изучению.

В пределах одного и того же объекта исследования могут быть несколько предметов исследования.

Например, в рамках конкретного школьного коллектива (объекта исследования) в качестве предмета исследования могут выступать: дисциплина учащихся, социально-психологический микроклимат в классах, общественно-политическая активность школьников, их гражданские позиции и ряд других характерис­тик. Бывает иначе: объект исследования формулируется более уз­ко — досуг подростков, проживающих в данном населенном пунк­те. Тогда предметом исследования станут: склонность подростков к вредным привычкам (табакокурение, пьянство, наркомания), половая распущенность школьников и другие явления, связанные с поведением представителей данной социальной группы во время досуга. Возможны случаи, когда объект и предмет исследования совпадают. Например, объект исследования - спортивные коман­ды, участвующие в соревновании.. Предмет исследования - все существенные стороны их деятельности, связанные со спортом.

Уточнения границ объекта и в определенной мере предмета исследования проводится параллельно с расчетом (обоснованием) выборки исследования. С ее помощью заранее определяются мас­штабы (объемы) работы социологической группы с целью мини­мизации затрат на проведение исследований.

Социологическое исследование имеет сложную структуру и включает в себя:

· методологию – принципы и методы научного познания, теоретическое обоснование проблемы и логики исследования;

· методику и технику – совокупность приемов и способов наиболее рационального использования социологических методов;

· методы – способы построения и обоснования научного знания;

· процедуры – последовательные операции по организации исследования;

· инструментарий – методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации (например, анкеты, бланки-интервью, карточки для фиксации наблюдений и т. д.)

В процессе реализации прикладного социологического исследования принято выделять несколько этапов:

1. подготовка (включает в себя определение темы, целей, и задач исследования; проведение пилотажного (пробного) исследования и подготовку программы; определение генеральной и выборочной совокупности*; разработку инструментария, выборки; формирование исследовательской группы; определение сметы и графика работ);

2. сбор первичной социологической информации;

3. подготовка собранной информации к обработке и обработка ее на компьютере;

4. анализ обработанной информации, подготовка аналитического отчета по результатам исследования, содержащего выводы и практические рекомендации.

Конкретная форма или вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач и, в соответствии с ними, глубиной требуемого количественного анализа предмета исследования. На основании этого критерия выделяются три вида социологических исследований:

1) пилотажное (разведывательное);

2) описательное;

3) аналитическое.

Разведывательное – наиболее простой вид конкретного исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, который проводится в целях получения оперативной информации о каком-либо конкретном событии или явлении.

Объектом описательного исследования выступает большая общность людей, неоднородная по своим характеристикам, что позволяет производить сравнения и сопоставления.

Аналитическое – является самым сложным видом исследования. Оно предполагает выявление причин, обуславливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику.

В зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных принято различать:

1) опрос (анкетирование, интервью, почтовый и телефонный опрос, экспертный опрос и т. д.);

2) наблюдение;

3) изучение документов (в т. ч. количественные и качественные методы);

4) эксперимент;

5) социометрический анализ.

28. К числу главных социальных факторов, способствующих расширению производства и экономическому росту, относятся увеличение доходов, улучшение условий труда, повышение социально-трудовой активности, развитие партнерских отношений между работодателями и наемными рабочими, рациональное использование небезграничных природных ресурсов, эффективная социальная политика, утверждение принципов социальной справедливости и др. Богатство страны, высокие темпы экономического роста возможны лишь на основе комплексного использования всех этих факторов. При этом следует учесть, что во второй половине минувшего столетия темпы и эффективность экономического роста все более стали определяться уровнем развития самого работника с постоянно возрастающими его потребностями и затратами, накоплением социального капитала. В этом отношении рыночная экономика, с ее частной собственностью на средства производства и конкуренцией, может создать, как показывает опыт многих стран, весьма благоприятные условия для полного удовлетворения все возрастающих и качественно обновляемых жизненных потребностей каждого индивида и общества. В этой связи, в условиях формирования социальной экономики, трансформация социальной сферы и формирование социального механизма экономического роста приобретают особую значимость, становятся задачами первостепенной важности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: