Национальная экономическая модель – это модель, описывающая с помощью множества показателей хозяйственный механизм страны. При этом особое внимание уделяется показателям, характеризующим основы хозяйственного механизма - соотношение форм собственности в стране и степень самостоятельности ее экономических агентов. Развитие экономики, выраженное движением макроэкономических показателей, описывается в модели как результат деятельности семи экономических агентов:
• Фирмы, представляющей все нефинансовые коммерческие организации.
• Банка, представляющего все финансовые коммерческие организаций.
• Населения, представляющего физических лиц, выступающих в качестве потребителей и наемных работников.
• Собственника, представляющего физических и юридических лиц, осуществляющих управление движением капитала между секторами национальной экономики и за пределы страны.
• Государства, которое в модели исполняет бюджет и определяет параметры экономической политики (ставки налогов, нормы резервов и др.).
|
|
• Центрального банка, который в модели эмитирует деньги, накапливает валютные резервы и служит расчетным центром для банков.
• Внешней торговли.
Итак, для нынешнего российского экономического механизма характерно переплетение госаппарата с бизнесом, особенно крупным, при доминировании государства. Поэтому российский вариант капитализма можно назвать государственным капитализмом, добавив, что из-за заметного переплетения с крупным бизнесом (а он сильно сконцентрирован в руках олигархов) это сочетание госкапитализма с олигархическим при доминировании первого, т.е. это олигархический госкапитализм. Заметим, что преобладание госаппарата над частными собственниками (система власти-собственности, при которой политическое лидерство дает право распоряжаться всей собственностью) наблюдается в России много столетий, будучи важным элементом распространенного в этой части света «восточного деспотизма» («азиатского способа производства»), что не способствовало укреплению предпринимательских традиций в нашей стране.
П. Сорокин и его модель социокультурной динамики общества
Модель динамики культуры, построенная Питиримом Сорокиным, представляет собой последовательную смену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания.
Этот процесс выражается в 3 фазах единого цикла, через которые проходят все сферы социокультурной системы (искусство, религия, философия, наука, право, экономика политика и т.д.). В динамике каждой из этих сфер Сорокин выделяет 3 стадии, после завершения которых, цикл возобновляется:
|
|
- Идеациональная стадия – преобладают процессы познания; происходит освоение мира
- Идеалистическая стадия – ведущей становится идеология. На этой стадии, созданные в прошлой стадии формы фиксируются в качестве культурных норм.
- Чувственная стадия с доминированием сенсорного переживания – на этой стадии сложившиеся и устоявшиеся рамки социокультурных норм становятся слишком узкими для приобретенного инновационного опыта, что и побуждает людей вновь обратиться к чувственному переживанию для обоснования своих действий.