Возрождение культурной среды

Самоорганизация культурной жизни принимала все более многообразные формы с начала нового тысячелетия, когда стала расширяться материальная база для осуществления инициатив в сфере культуры. Магистральным направлением оставалось освоение национального культурного наследия, рост интереса к которому был связан с поиском устойчивых мировоззренческих основ в переходную эпоху. Процесс возрождения традиционной культурной среды способствовал восстановлению исторических памятников в больших и малых городах России, открытию новых музеев, в том числе на основе частных коллекций, развитию музейных комплексов (например, вокруг музея-усадьбы «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого).

Состоялись торжества по случаю юбилеев больших и ма­лых городов России — 850-летия Москвы, 300-летия Санкт-Петербурга, 1100 -летия Пскова, 1000-летия Казани, 1250-летия Старой Ладоги.

Интерес к историческим традициям России способствовал изданию массовыми тиражами фундаментальных трудов по отечественной истории (Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева,

С.Ф. Платонова). Публикация трудов русских мыслителей Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Г.П. Федотова и др. открыла неизвестные массовому читателю страницы отечественного духовного наследия. Возвращение на Родину произведений русских философов и писателей «первой волны» эмиграции, окончивших свои дни в изгнании (И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, В. И. Иванова, Г.В. Иванова, В.В. Набокова и многих других), позволило говорить о начале процесса восстановления общего поля русской культуры XX в. и исторической памяти. В начале XXI в. в России был перезахоронен прах Федора Шаляпина, Анны Павловой, Ивана Ильина, Ивана Шмелева. Домой возвратились некоторые представители послереволюционной эмиграции (вдова поэта Г.В. Иванова, писатель И.В. Одоевцева, певица А.Н. Баянова). В 1994 г. в Россию вер­нулся А.И. Солженицын.

Огромный интерес вызвали произведения нового российского кино, посвященные тематике войны, осмыслению духовных исканий человека в современном мире. Ряд получивших признание художественных лент («Возвращение» и «Изгнание» А.П. Звягинцева) был снят в жанре притчи. Лидером зрительских предпочтений стал фильм П.С. Лунгина «Остров». Воплощение на экране религиозной картины мира, темы веры и покаяния вызвало широкую дискуссию, переросшую рамки обсуждения конкретного художественного произведения.

 

 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: