Тема 5.3 Российская культура на рубеже новой эры

Основные понятия и термины по теме: коммерциализация культуры, конфессия, патриотизм.

План изучения темы:

1. Перемены в начале 1990-х гг.:

- новые процессы в развитии культуры.

2. Коммерциализация искусства и массовая культура:

- массовая культура отечественного образца.

3. Новая эстетика:

- постмодернизм и информационные технологии.

4. Историко-культурное наследие:

- возрождение культурной среды.

5. Религиозная жизнь:

- рост религиозного сознания.

Краткое изложение теоретических вопросов.

Новые процессы в развитии культуры.

Важнейшими условиями экономических и политических преобразований стало утверждение свободы слова, развитие Интернета, рост вовлеченности России в мировое культурное и информационное пространство. В результате в обществе первой половины 90-х гг. широко распространились настроения разочарования. Исчезла уверенность в завтрашнем дне, у многих людей появилось чувство незащищенности. Становление институтов рыночной экономики сопровождалось стремительным ростом цен и падением жизненного уровня, которое заставило вспомнить о трудностях прошлых лет. В языке быстро укоренились не только многочисленные англоязычные заимствования, но и привнесенные из словаря маргинальных социальных групп слова и поня­тия. Потребность в общественном идеале была поставлена под сомнение, культура перестала формировать публичное пространство. В результате интеллигенция стала терять роль глашатая общественных настроений.

В первой половине 90-х гг. резко сократилось государственное финансирование объектов культуры — музеев, театров, библиотек. После невиданного взлета перестроечных лет столь же стремительно упали тиражи газет и журналов. Большинство бывших читателей были просто не в состоянии их выписывать. Но во многом такое падение интереса было связано и с ростом влияния телевидения, в изобилии предлагавшего информационные и развлекательные программы. Огромную аудиторию стали собирать развлекательные телевизионные проекты и нескончаемые сериалы. Широкое распространение на радио и ТВ получили многочисленные заимствованные из западной практики интерактивные формы взаимодействия с аудиторией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: