Примерные вопросы к экзамену по теории и методике обучения информатике
1. Теория и методика обучения информатике как наука, ее предмет, цели, место в профессиональной подготовке будущего учителя.
2. Информатика как наука и как учебный предмет в школе. Этапы становления школьного курса информатики как учебного предмета и перспективы его развития.
3. Государственный общеобразовательный стандарт по информатике: назначение, структура и содержание. Федеральный, региональный и школьный компоненты.
4. Цели и структура курса информатики в школе, его основное содержание на различных ступенях обучения.
5. Учебно-методическое обеспечение школьного курса информатики. Обзор учебников и учебных пособий по школьной информатике.
6. Программное обеспечение школьного курса информатики: принципы отбора программных средств для изучения в курсе информатики и требования к ним.
7. Принципы и подходы к разработке учителем учебных программ по курсу информатики нормативная база и технологии.
|
|
8. Концепция профилизации старшей школы. Варианты реализации курса информатики и ИКТ в старшей школе. Профильные и элективные курсы по информатике и ИКТ в старшей школе.
9. Формы организации учебных и внеклассных занятий по информатике. Роль учителя информатики в создании информационно-образовательной среды учебного заведения.
10. Организация работы школьного кабинета информатики и ИКТ, нормативные документы. Охрана здоровья школьников при обучении информатике.
11. Оборудование кабинета информатики и ИКТ в школе, его нормативная база.
12. Роль содержания кибернетического аспекта курса информатики в формировании мировоззрения школьников. Пиния «информации и информационных процессов» в базовом курсе информатики.
13. Методические подходы к обучению школьников основам алгоритмизации и программирования. Критерии выбора языка программирования.
14. Линия«компьютера» в базовом курсе информатики: логика изложения содержания и методические особенности.
15. Общие методические аспекты обучения учащихся работе со средствами информационно-коммуникационных технологий: подходы к организации обучения,организация практической работы школьников на ПК.
16. Методика ознакомления учащихся с системным программным обеспечением ПК в базовом курсе информатики: подходы, содержание, организация обучения.
17. Методические аспекты обучения школьников технологиям обработки текстовой информации.
18. Методика обучения школьников работе с редакторами графических изображений.
19. Методические аспекты обучения учащихся технологиям обработки числовой информации на компьютере: средства, подходы к организации обучения.
|
|
20. Моделирование в базовом курсе информатики как средство изучения реальных объектов и процессов окружающего мира: подходы к логике изложения учебного материала, основные понятия раздела, организация обучения.
Раздел I. Теоретические основы информатики.
- Становление информационного общества. Основные признаки Информационного общества. Определение понятия «информационная культура».
- Понятие информатика. Общая структура современной информатики. Предмет и объект изучения информатики. Место информатики в системе наук.
- Определение понятия информация в широком и узком смысле. Понятие информации в информатике. Виды и свойства информации. Информационные меры.
- Передача и обработка информации. Общая схема передачи информации. Информационный процесс. Характеристика каналов связи.
- Теория кодирования и ее задачи. Эффективное, избыточное и помехоустойчивое кодирование. Кодирование числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Методы эффективного кодирования.
- Теория автоматов. Виды и способы описания автоматов. Основные структурные составляющие.
- Проблема распознавания. Постановка задачи распознавания. Общая характеристика задач распознавания и их типы.
- Математическая теория распознавания образов. Алгебраический подход к задаче распознавания. Геометрические процедуры распознавания. Комбинаторно-логические процедуры распознавания.
- Понятие "кибернетика". Математические основы кибернетики. Объект и предмет кибернетики.
- Место кибернетики в теории автоматического управления и регулирования. Характеристика научных разделов кибернетики.