Свойства живой материи. Уровни организации живой материи

Определение предмета «экологии» и ее связь с другими науками. Краткая история развития науки.

Термин введен Геккелем в 1866гю в своем труде «Всеобщая морфология организмов» он рассматривал экологию как науку, изучающую взаимодействие организмов с окр средой их обитания. В тот период организм считался самым сложным уровнем организации живой материи.

Т.о экология возникла как часть биологии, однако до сих пор нет достаточно строгого и четкого опр-я экологии. В дословном переводе с греч «экология»- наука о доме, местообитании.

Общая экология - 1 из биологических наук, изучающая взаимоотношения организмов, а также сообществ между собой и окр их средой.

Для того чтобы определить предмет экологии, необходимо знать св-ва живой материи и уровни ее организации. Отеч.ученым Волькенштейном предложено след определение слова «жизнь» - «живые тела, сущ-щие на земле, представляющие собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизв-ся системы, построенные из биополимеров/белков и нуклеиновых кислот».

 

Структура экологии. Методы экологических исследований.

По уровню орг-ции жив мат е рии: -аутэкология(экология особей), -демэкология(экология популяций), -синэкология(экология сообществ), -глобальная экология.

Т.кэкология тесно связана с другими отраслями науки, культуры, экономики, можно выделить 3 блока, по которым распр-ся главные направления экологии:

1)биоэкология (подразделяют согласно систематике живых организмов на Экологию растений, экологию животных, экологию грибов и экологию микроорг-в).

2)экосистема и сфера Земли (рассм-ся связи между живым и неживым, а также орг-ми, сообществами в составе основных экосистем суши и Мирового океана: *экология аркт пустынь и тундры, экология степей, э. таежных лесов, э. пустынь и т.д. – ЭКОСИСТЕМЫ;

*экология атм-ры, экология почв, э. мирового океана и т.д- СФЕРА ЗЕМЛИ).

3)человек и природа (направления, изучающие взаимодействия человека с орг и неорг средами: э человека, э города, инженерная э, медицинская э, рекреационная э, градостроительная э, социальная э, экологическое право, э образование, э культура и т.д).

 

Методы :1)полевые - позволяют изучить влияние комплексов ф-ров на естеств биосистемы и уст-ть общую картину сущ-я и развития данной системы.

2)лабораторные - позволяют изучить влияние комплексов факторов смоделированной в лаб условиях среды на естеств или смоделированные биосистемы. Дают возможность получить приблизительные рез-ты, требующие дальнейшие подтверждения в полевых условиях.

3)экспериментальные - позволяют изучить влияние отд-х факторов естеств или смоделированной среды на естеств или смоделированные биосистемы. Применяются в сочетании как с полевыми, так и лабораторными методами.

Основными показателями экологических исследований явл-ся учет численности организмов и ее динамика (встречаемость вида, обилие, доминирование, биомасса, продукция/продуктивность и т.д). Экология также исп-ет методы других наук: биологии, физики, химии, географии и т.д. Широко исп-ся математич. методы.

 

Свойства живой материи. Уровни организации живой материи.

Свойства жив материи: 1)опр.хим состав, 2)клет строение, 3) обмен веществ и энергозависимость, 4) саморегуляция (поддерживание постоянства хим состава и интенсивности обмена веществ), 5) раздражимость и психич функции, 6) наследственность, 7) изменчивость, 8) самовоспроизведение/репродукция, 9) онтогенез- индивидуальное развитие, 10) филогенез- эволюционное развитие, 11) ритмичность(суточная, сезонная и т.д), 12) целостность и дискретность, 13) иерархичность – определенная соподчиненность.

 

Уровни организации – функциональное место биологич структуры опр.степени сложности в общей иерархии живого.

1)молекулярный,

2)клеточный,

3)тканевой (ткань- сов-ть стр-но сходных клеток и связанных с ними молекулярных веществ, объединенных выполнением опр=х функций).

4)органный (орган- часть многоклет.орг-ма, выполняющей опр.функции).

5)организменный,

6)популяционно-видовой,

7)биоценатический,

8)биосфера- сов-ть всех живых организмов на планете Земли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: