Дозы облучения. Безопасные и летальные дозы для людей. Мощность дозы. Естественный радиационный фон

В начальный период развития радиационной дозиметрии чаще всего приходилось иметь дело с проникающим рентгеновским излучением, распространяющимся в воздухе. Поэтому в качестве количественной меры излучения многие годы применяли результат измерения ионизации воздуха вблизи рентгеновских трубок и аппаратов. Единицей таких измерений условились считать количество пар ионов, которые излучение образует в 1 см3 сухого воздуха, находящегося при атмосферном давлении. Позднее было установлено, что такой единице экспозиционной дозы, названной рентгеном, соответствует 2,08*109 пар ионов, т. е. примерно 2 млрд. пар ионов в 1 см3 воздуха.

Экспозиционная доза – количественная характеристика поля ионизирующего излучения, основанная на величине ионизации сухого воздуха при атмосферном давлении. Единицей измерения экспозиционной дозы является рентген (Р).

1Р=2*109 пар ионов/см3 воздуха

Доза 1Р накапливается за 1ч на расстоянии 1м от источника радия массой 1г, т. е. активностью примерно 1Кюри (Ки).

В качестве меры глубинных доз и радиационного воздействия проникающих излучений было предложено определять энергию, поглощенную облучаемым веществом. Поглощенная доза – количество энергии, поглощенной единицей массы облучаемого вещества. Единицей поглощенной дозы является рад.

В системе СИ новой единицей поглощенной дозы является грэй (Гр).

1рад=100эрг/г

1Гр=100рад

Для мягких тканей в поле рентгеновского или гамма-излучения поглощенная доза 1рад примерно соответствует экспозиции 1Р, т. е. 1Р=0,88рад.

Поглощенная доза – характеризует результат взаимодействия поля ионизирующего излучения и среды, на которую оно воздействует, т. е. облучения. Чем больше поглощенная доза, тем больше радиационный эффект.

Действие ионизирующих излучений на живой организм сложнее, чем последствия облучения сравнительно простых неживых веществ. Радиобиологический эффект зависит не только от поглощенной дозы, т. е. энергии, переданной облучаемому веществу, но и от других факторов.

При одной и той же поглощенной дозе радиобиологический эффект тем выше, чем плотнее ионизация, создаваемая излучением. Для количественной оценки такого влияния вводится понятие эквивалентной дозы, которая равна поглощенной дозе, умноженной на коэффициент качества, определяемый отношением поглощенной дозы эталонного измерения к дозе рассматриваемого излучения, вызывающей тот же радиобиологический эффект. Мощность дозы=Р/мин 1Зв=100бэр

Единицей измерения эквивалентной дозы является биологический эквивалент рада – бэр. В системе СИ единица эквивалентной дозы – зиверт (Зв).

Анализ несчастных случаев позволил установить численное значение смертельной дозы гамма-излучения. Она оказалась равной 600±100 Р.

При дозах облучения более 25 бэр никаких изменений в органах и тканях организма человека не наблюдается. Незначительные кратковременные изменения состава крови возникают только при дозе облучения 50 бэр. Дозы облучения, например, единовременно 600 рад для человека, вызывают поражения или даже гибель организма.

Внутреннее облучение – это процесс, при котором источники излучения находятся внутри человеческого организма, попадая туда при вдыхании, заглатывании, а также через повреждения кожного покрова.

Это отличие обусловливает ряд особенностей, которые делают внутреннее облучение во много раз более опасным, чем внешнее, при одних и тех же количествах радионуклидов.

Патологическое действие облучения на организм в значительной мере зависит от места локализации радиоактивного вещества. Главная опасность радия заключается в том, что он откладывается в костях. Альфа-частицы повреждают как кость, так и особенно чувствительные к излучению клетки кроветворных тканей, вызывая тяжелые заболевания крови и образование злокачественных опухолей. Пыль, содержащая радиоактивные частицы, приводила к образованию радиоактивных отложений в легких и способствовала развитию рака.

Из всех путей поступления радионуклидов в организм наиболее опасно вдыхание загрязненного воздуха. Радиоактивное вещество, поступающее таким путем в организм человека, исключительно быстро усваивается. Пылевые частицы, на которых сорбированы радионуклиды, при вдыхании воздуха проходят через верхние дыхательные пути и частично оседают в полости рта и носоглотке. Отсюда они поступают в пищеварительный тракт. Остальные частицы вместе с воздухом попадают в легкие, где задерживаются легочными тканями.

Естественный радиационный фон Земли необходим для развития жизни, для роста организмов.

13) Демографическая проблема оказывает влияние не только на положение отдельных стран мира. но и влияет на развитие мировой экономики и международных отношений, требует к себе серьезного внимания как ученых, так и правительств различных государств.

Демографическая проблема имеет следующие основные составляющие. Прежде всего речь идет об уровне рождаемости и во многом зависящей от пего динамике численности населения как мира в целом, так отдельных стран и регионов.

Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает. К началу нашей эры на Земле проживало 256 млн. человек, в 1000 г. - 280; к 1500 г. -427 млн., в 1820 г. - 1 млрд.; в 1927 г. - 2 млрд. человек.

Современный демографический взрыв начался в 1950 - 1960-е гг. В 1959 г. население планеты составило 3 млрд.; в 1974 г. - 4 млрд.; в 1987 г. 5 млрд. человек,

Ожидается, что к 2050 г. Произойдет стабилизация численности населения планеты на уровне 10,5-12 млрд., что является пределом биологической популяции человечества как вида[1].

В настоящее время мировая демографическая ситуация имеет свои особенности:

1) Демографический кризис в ряде развитых стран уже привёл к нарушению воспроизводства населения, его старению и сокращению его численности.

2) Быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

3) В странах третьего мира живёт в 3 раза больше людей, чем в развитых.

4) Сохраняются неблагоприятные социально-экономические условия.

5) Увеличиваются экологические проблемы (превышены предельно допустимые нагрузки на экосистему, загрязнение окружающей среды, опустынивание и обезлесивание).

Ученые отмечают, что пик демографического взрыва, пришедшийся на 60-е, уже позади и происходит постоянное снижение уровня рождаемости во всех странах со вторым типом воспроизводства населения, исключая Африку. Для решения актуальных демографических проблем мировая демографическая политика должна сопровождаться улучшением экономических и социальных условий жизни. Важна просветительская работа среди верующих (церкви необходимо изменить установку на высокую рождаемость и запрет контрацепции). Согласно современным подсчетам, оптимальный вариант для минимального воспроизводства населения составляет 2,7 ребенка на 1 женщину[2].

В развитых странах научно-технический прогресс привёл к увеличению безработицы, что в свою очередь привело к снижению рождаемости. А в странах с переходным типом воспроизводства снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости. В развивающихся странах формируется специфическая возрастная структура, где большой удельный вес занимает молодежь до 17 лет (более 2/5 населения, тогда как в Европе этот показатель равен 1/3).

Основные направления деятельности ООН в области народонаселения:

сбор, обработка и распространение демографической информации;

разработка рекомендаций для международного сообщества и государств — членов ООН по реализации мер демографической политики;

исследование проблем народонаселения, включая анализ взаимодействия демографических, социальных, экологических и экономических процессов;

организация и проведение под эгидой ООН международных конференций по народонаселению на межправительственном уровне.

С 1946 года до середины 1960-х годов ведущими направлениями деятельности ООН в области народонаселения были проблемы учёта и статистики населения. При техническом содействии ООН в рамках переписей населения они были проведены во многих развивающихся странах, осуществлена унификация программ ряда национальных переписей. После 1970-1980-е вопросы учёта и использования демографических факторов в демографических мероприятиях экономической и социальной политики и международного сотрудничества в сфере экологии. С целью решения демографической проблемы ООН приняла «Всемирный план действия в области НН» (важное место уделялось планированию семьи).

В области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции:

- стабилизация или снижение их в развитых странах;

- резкий рост в развивающихся странах.

Такую ситуацию во многом отражает так называемая Концепция демографического перехода.

Концепция демографического перехода.

Она исходит из того, что в традиционном обществе рождаемость и смертность высоки и численность населения растет медленно.

Демографический переход к современному этапу воспроизводства населения (низкая рождаемость - низкая смертность - невысокий естественный прирост) осуществляется почти одновременно со становлением индустриального общества. В странах Европы он завершился к середине XX столетия, в Китае, некоторых странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки - в последней его четверти.

На первом этапе такого перехода снижение смертности (вследствие улучшения качества питания, борьбы с эпидемиями и улучшения санитарно-гигиенических условий жизни людей) происходит быстрее, чем снижение рождаемости, в результате чего резко увеличивается естественный прирост населения (демографический взрыв).

На втором этапе смертность продолжает снижаться, но рождаемость падает еще быстрее. Вследствие этого прирост - населения замедляется.

На третьем этапе характерно замедление снижения рождаемости при некотором повышении смертности, так что естественный прирост сохраняется на невысоком уровне. К завершению этой фазы в настоящее время близки промышленно развитые страны, в том числе Россия. На четвертом этапе показатели рождаемости и смертности становятся примерно одинаковыми, и процесс демографической стабилизации заканчивается.

14) Понятие глобальной экологической безопасности пока достаточнс четко не сформулировано. В широком смысле безопасность — это способность противостоять угрозам по отношению к жизни, здоровью, благополучию, основным правам человека, источникам жизнеобеспечения, ресурсам социальному порядку.

На первых этапах общие цели для решения глобальных экологических проблем были сформулированы следующим образом:
1. Изучение глобальных энергетических и биогеохимических круговоротов (индустриальные и биосферные процессы):
— перспективы развития энергетики и ее возможное воздействие на экосистемы;
— слежение за «здоровьем» глобальных почв и растительности, включая управляемые системы;
— определение количества промышленных выбросов загрязнений в прошлом и настоящем.
2. Обоснование систем наблюдений для оценки глобальных изменений:
— развитие новых систем наблюдения, базирующихся на Земле и в космосе;
— обмен спутниковыми данными;
— анализ соответствия существующих и планируемых наблюдательных систем оценкам глобальных изменений.
3. Анализ глобальных изменений в биоразнообразии:
— описание и наблюдение за биоразнообразием;
— пути ослабления процесса вымирания видов и потери разнообразия;
— анализ связей между биогеохимическими круговоротами и биоразнообразием.
4. Разработка теоретических и методологических основ понимания экологических изменений:
— выявление подходов для исследований неустойчивости экосистем;
— анализ методологической базы для предсказания глобальных экологических изменений.
5. Анализ и поддержка международных усилий.
— Международная геосферно-биосферная программа (МГБП);
— изучение и поддержка международных договоров в области изучения окружающей среды.
В рамках проекта по управлению глобальной безопасностью и риском сформулированы следующие приоритеты:
1. Изучение наиболее важных проявлений риска, которые могут воздействовать на выживание мирового сообщества, включая экологические, демографические, экономические, политические, военные, гуманитарные и социальные аспекты. Установление допустимых порогов риска, нарушение которых ведет к глобальной угрозе жизни человека и цивилизации.
2. Разработка подходов для раннего распознавания и оценки опасности каждого из компонентов риска, а также взаимодействия между ними.
3. Поиски путей более эффективного использования существующих соглашений, программ и институтов для решения задач глобальной безопасности, расширение международного сотрудничества.
4. Обеспечение доступности полученных результатов и рекомендаций для ООН, правительств и людей во всем мире.

Переход нашей страны к устойчивому развитию — это весьма длительный процесс, который потребует решения огромных по масштабу эколого-экономических и социальных задач, поэтому он будет осуществляться поэтапно. Основные вехи на этом пути: решение сложнейших социальных и экономических проблем оздоровления окружающей среды, в первую очередь в зонах экологического бедствия; существенная экологизация всего процесса экономического развития; гармонизация взаимодействия с природой всего мирового сообщества, и др.
Особо следует отметить, что переход к устойчивому развитию потребует безусловного искоренения стереотипов мышления, пренебрегающих возможностями биосферы и порождающих безответственное отношение к обеспечению экологической безопасности. Как считают многие ведущие ученые и специалисты, именно движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете должно привести к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), к достижению гармонии между Обществом и Природой.
В контексте подготовки к Всемирному саммиту (Рио + 10) Правительством РФ была поставлена задача принципиальной важности — подготовить обобщенный вариант экологической доктрины Российской Федерации (ЭДРФ), который вобрал бы в себя все конструктивные предложения, поступающие от самых различных экологических организаций и движений страны. Такая доктрина и была принята Советом Безопасности Российской Федерации в августе 2002 г.
Экологическая доктрина определяет основные цели, задачи и принципы проведения единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
Стратегической целью государственной экологической политики является сохранение природных экосистем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны.
Государственная экологическая политика Российской Федерации основывается на ряде основных принципов, важнейшим из которых является следующий: устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы.

 

15) КОМИССИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Создание международного механизма - сложная задача. После довольно острых дебатов в Рио и на этой конференции, и на сессии Генеральной Ассамблеи ООН было достигнуто согласие по поводу неотложности решения проблем в экологической и экономической сферах, их взаимозависимости на всех уровнях.

Ни "Группа 77-ми", выступающая от имени развивающихся стран в большинстве переговоров, ни Европейское сообщество не выступали блоками при обсуждении рассматриваемых в этой статье институциональных вопросов.

47-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН формулирует следующие главные задачи Комиссии устойчивого развития: обеспечение эффективного осуществления решений Конференции в Рио, всемерное содействие международному сотрудничеству в вопросах окружающей среды и развития, реализации "Повестки дня на XXI век" на национальном, региональном и международном уровнях. При этом она исходит из принципов Декларации Рио по окружающей среде и развитию и других документов Конференции.

На основе доклада Б.Бутроса Гали на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН обсуждались конкретные вопросы устройства и деятельности Комиссии. Среди них: мандат и функции нового органа, его состав, повестка дня работы, местонахождение и финансирование; частота и продолжительность встреч; возможности участия неправительственных и других международных организаций; меры по созданию секретариата и координационной службы; вопросы связи с национальными взаимоотношения Комиссии с другими органами ООН.

"Повестка дня на XXI век" и соответствующая резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о "Международных институциональных механизмах по реализации программы" предусматривают следующие функции Комиссии:

- наблюдение за прогрессом, достигнутым всеми организациями и органами системы ООН в выполнении конкретных задач в области окружающей среды и развития, поставленных "Повесткой";

- рассмотрение информации, представляемой правительствами, в том числе касающейся проводимых ими мероприятий по осуществлению "Повестки", в частности, проблем, связанных с финансовыми ресурсами;

- анализ вклада неправительственных организаций, включая организации в научном сообществе, бизнесе и промышленности;

- совершенствование связей системы ООН с неправительственными и другими, не входящими в ООН, учреждениями и организациями;

- оценка информации об имплементации конвенций по защите окружающей среды;

- предоставление Генеральной Ассамблее - через ЭКОСОС - рекомендаций на основе обзора деятельности по имплементации "Повестки дня на XXI век".

На Комиссию возложены далее функции контроля и оценки проблем, связанных с предоставлением 0,7% валового национального продукта развитых стран для помощи в целях развития, и целого ряда других областей финансирования.

Генеральная Ассамблея ООН также возложила на Комиссию обязанность рассматривать информацию об осуществлении конвенций по окружающей среде.

Свои рекомендации Генеральной Ассамблее, связанные с осуществлением "Повестки дня на XXI век". Комиссия может вносить через ЭКОСОС.

Таким образом, речь идет о трех, типах деятельности Комиссии: первый из них, наиболее, на наш взгляд, важный - наблюдение за действиями государств, наций и международных организаций по выполнению "Повестки дня на XXI век" и содействию устойчивому развитию; второй - осуществление контроля за финансовыми ресурсами, направляемыми развивающимся странам на обеспечение их усилий по устойчивому развитию; и, наконец, обеспечение необходимого высокого уровня для обсуждения, выработки консенсуса и принятия решений.

Из этого следует, что деятельность Комиссии должна сочетать контроль за привлечением внимания мировой общественности к неотложным комплексным проблемам окружающей среды и развития с организацией необходимого политического давления на правительства или институты, систематически нарушающие международные соглашения или стандарты в области окружающей среды. Существует мнение об аналогии ее функций с Комиссией по правам человека, которая на основе официальных и частных жалоб на нарушение норм в области прав человека пытается воздействовать на правительства 4.

Можно предположить, что трудности, с которыми столкнется Комиссия устойчивого развития, будут никак не меньшими, чем испытала Комиссия по правам человека. Они будут созданы как различием в позициях правительств, так и отсутствием четких стандартов столь широкой концепции, какой является устойчивое развитие.

Следует иметь в виду, что "Повестка дня на XXI век", принятая консенсусом всех правительств, участвовавших в Конференции в Рио, и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 января 1993 г. не имеют общеобязывающей правовой силы. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (также принятая консенсусом) содержит 27 принципов, но и они не являются обязательными для вынесения суждения о правомерности предпринимаемых действий в области устойчивого развития.

Трудно ожидать от правительств и от международных организаций объективных оценок их собственной деятельности. Вследствие этого Комиссии, видимо, придется обеспечивать такой непростой процесс контроля, который поможет получать независимые обзоры и объективные отчеты о состоянии дел (возможна в этом случае аналогия с Комиссией по правам человека). В этой связи уместно отметить, что в Коста-Рике оргкомитетом под председательством Генерального секретаря ЮНСЕД М.Стронга учреждается неправительственный Совет Земли.

Задача Комиссии - наблюдать за ходом выполнения обязательств о предоставлении финансовых и технических ресурсов для целей устойчивого развития - была включена в "Повестку дня на XXI век" по настоянию развивающихся стран. Они связывают с этим надежды на получение финансовых средств.

Комиссия неправомочна управлять бюджетами какого-либо спецучреждения или органа ООН либо международного финансового учреждения; она сможет, скорее, лишь оказывать определенное влияние в этой области. Возможно, Комиссия сыграет роль форума по мобилизации международного общественного мнения для оказания давления на страны-доноры с целью получения таких средств. Однако имеющийся опыт говорит о больших трудностях в решении вопросов финансирования в рамках подобных форумов ООН.

Разумеется, важно, чтобы в деятельности Комиссии активно участвовали как представители правительств, так и международных финансовых учреждений и банков. Хотелось бы надеяться, что Комиссия сможет способствовать выработке согласия доноров и реципиентов по вопросам денежных средств и капиталов, будет форумом, на котором бы обсуждались спорные вопросы воздействия финансовых учреждений на решение проблем устойчивого развития.

Важна роль, намечаемая для Комиссии, - быть форумом высокого уровня, привлекающим международное внимание к вопросам устойчивого развития. Комиссия может способствовать выявлению областей, в которых существует наибольшее совпадение интересов, и добиваться согласия для заключения соглашений о совместных действиях. Чем больше норм поведения в области устойчивого развития предложит Комиссия, тем выше будет ответственность правительств, возможностей мониторинга и оценок, базирующихся на этих нормах.

16) Обеспечение экологической безопасности как устойчивого состояния окружающей среды является определяющим условием успешного решения социальных и экономических задач, направленных на улучшение качества жизни людей и стабильного прогресса общества. Комплексное решение этих задач с учетом экологических требований и ограничений, которое возможно весьма различными методами на основе многочисленных подходов, в конечном счете и означает переход к устойчивому развитию в соответствии с глобальной концепцией, определяемой документами Конференции ООН по вопросам охраны окружающей среды и развития в Рио-де-Жанейро. В соответствии с определением, представленным в докладе международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», устойчивое развитие (адаптированный перевод на русский язык термина «sustainable development») означает такое развитие, при котором удовлетворяются жизненные потребности нынешнего поколения людей, но не ставится под угрозу из-за исчерпания природных ресурсов и деградации окружающей среды возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности. По существу, концепция устойчивого развития ориентирована на сбалансированное, экологически безопасное социально-экономическое развитие без исчерпания природно-ресурсного потенциала и предполагает усиление ответственности за все формы деятельности, наносящие ущерб окружающей природной среде. В общем виде это подразумевает исключение из практики хозяйствования моделей производства и потребления, не способствующих устойчивому развитию на уровне предприятий, локальном, региональном, национальном и глобальном уровнях. На глобальном уровне переход к устойчивому развитию предполагает установление и принятие определенных принципов осуществления связанной с воздействием на окружающую среду деятельности, которые закреплены в международных документах (например, «Декларация Рио по окружающей среде и развитию», «Повестка дня на XXI век»), а также решение отдельных конкретных вопросов планетарного значения на основе многосторонних договоров и конвенций, например, Конвенции об изменении климата, Конвенции о биологическом разнообразии и т.п. (рис. 1).

17) Киотский протокол – дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992). Он был подписан в Киото (Япония) в декабре 1997 года 159 государствами и открыт для подписания 16 марта 1998 года. Его цель – борьба с глобальным потеплением климата, которое по мнению киотских специалистов вызвано углекислым газом СО2, возникающем при сжигании топлива (угля, нефти, газа и всего прочего, что горит). Только с 16 февраля 2005 года, когда Россия ратифицировала этот договор, Киотский протокол вступил в действие и является руководящим документом по меньшей мере для 55 стран, которые производят не менее 55% от общих выбросов СО2
Гораздо раньше были созданы климатические модели (Берри и др., 1983, Берри, 1992) и собраны материалы, свидетельствующие о том, что увеличение газа СО2 в атмосфере не влияет на глобальную температуру (Сорохтин, Ушаков, 1991). И вот в такой ситуации появляется Киотский протокол, цена которого – порядкатриллиона долларов Его руководители готовы потратить сколько угодно денег на борьбу с отсутствующими угрозами и на создание множества необоснованных, но доростоящих климатических моделей.
МГЭИК (IPCC) – это Межправительственная группа экспертов по изменению климата, которая занимается вопросами техногенного потепления. Она была создана в 1988 году Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и Программой ООН по окружающей среде. Ученые и политики высшего ранга, работаюшие на Киотский протокол, доказывают правильность своих научных выводов согласием большинства участников процесса (консенсусом), то есть голосованием. Громадные деньги позволили им втянуть в свою аферу тысячи людей. Итоговые годовые конференции ООН по проблемам техногенного изменения климата (есть еще много внутригодовых) собирают по 15 тысяч участников почти из 200 стран. За последние 2 года они прошли в Копенгагене (2009) и в Канкуне (2010). Понятно, что две дивизии ученых не могут получить новые научные результаты, так как это удел одиночек и ограниченных колективов. Но в данном случае этого и не требуется: ведь конечный результат «постоянное потепление климата от работы печей» заранее определен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: