Понятие
Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.
Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д. Так, в главе 26 Уголовного кодекса РФ регулируется уголовная ответственность за экологические преступления. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит главу 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Налоговый кодекс РФ регулирует взимание экологических налогов.
|
|
Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц и конкретных правоотношений в данных сферах.
Предмет
Предмет экологического права определяется в настоящее время экологическим, природоохранным(ФЗ «Об охране окружающей среды» и природоресурсным(ЛК,ВК,ЗК) законодательством.
Предметом экологического права являются общественные отношения по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.
Элементы:
Общественные отношения-это взаимодействие субъектов эк права.
Субъектами эк. права признаются все лица, иностранные граждане, лица без гражданства. а также РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.
Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, юр и физ лиц, которые направлены на рациональное исполнение и воспроизводство природных ресурсов, а также предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.(напр,Госзем контроль)
|
|
Использование природных ресурсов-это эксплуатация природных ресурсов с целью извлечения полезных свойств.
При определении предмета эк. Права необходимо также выделять объекты эк. Отношений. Они закреплены в ст 4 ФЗ ООО. В частности, земля, почва, леса, недра, водные объекты, животные, атм воздух и тд.
Методы
В экол праве присутствуют 2 основных правовых метода:
1 .административно-правовой(императивный)
гражданско-правовой метод(диспозитивный)
1.Административно-правовой метод наиболее широко применяется в эк праве,тк природоохранное и природоресурсное законодательство содержит достаточно много запретов,ограничений,принуждений.
Форма проявления- экологическая сертификация,эклицензирование,гос эколог контроль,мерыотв-ти.
2.Гражданско-правовой метод в меньшей степени проявляется в эк. Праве.
Форма проявления:
1.сделки с природными ресурсами. Конкретизированы в ГК,ЛК,ВК,договор аренды лесных участков, к-п лесных насаждений и тд.
2.возмещение убытков в тч упущенной выгоды.
Положение о возмещении вреда конкретизированы в ст 77 Фз ООС. В частности,данный вред возмещается по утвержденным методикам,таксам.
Кроме указанных методов выделяют также метод экологизации, который заключается в проникновении норм в другие отрасли зак-ва.(ст 209 ГК)
Метод стимулирования -основан на плате за негативное воздействие на окруж среду.
2. Принципы экологического права.
Выделяются принципы эк права и принципы эк законодательства. Принципы эк права отражают научную позицию, подход определенного ученого и отражены в учебной литературе. Общеправовой силы не имеют.
Принципы эк законодательства делятся на 2 вида:
Природоохранные принципы,представленные в ст 3 Фз ООС
Природоресурсные принципы,которые закреплены в соотв.природоресурсном законе.(ЛК,ВК..)
Ст 3 Фз содержит 23 принципа:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;(реализуется через эк нормирование)
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;(реализуется через ОВОС и эк экспертизу)
- некоторые другие принципы.
Природоресурсные принципы определены в каждом природном законе
1.принцип платности. Форма платы: арендная плата,налог.(напр,земельный,водный налог)
2.принцип целевого использования природных ресурсов.
В ЗК такой принцип реализуется через установление категорий земель. Всего 7 категорий(земли
с/х,населенных пунктов и тд)
3. Объекты экологического права. Объекты экологического права – окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права.
Наиболее часто выделяют три группы объектов правовой охраны:
1) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
|
|
2) земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;
3) особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания.
В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проведено разделение объектов охраны:
– на компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы;
– объекты особой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ;
– объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Окружающая среда является операционным базисом многообразной человеческой деятельности, совокупностью естественных элементов, созданных природой, в большей или меньшей мере преображенных человеком и составляющих в данном месте и в данное время условия жизни людей; весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества, окружающий общество. Окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства, культурно-бытового назначения и др.
|
|
Природный объект – индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды.
Признаки природных объектов:
– естественное происхождение;
– взаимосвязь с экологической системой природы;
– внешние функции жизнеобеспечения.
К природным объектам относятся земля, недра, поверхностные и подземные воды, леса, животный мир, растительный мир (вне лесов), атмосферный воздух, морская среда, континентальный шельф.
Учитывая тенденции развития экологического права (и международного, и регионального, и национального) возникает необходимость изменения круга объектов правового регулирования. В ряде случаев выделяют следующие новые объекты: биологические ресурсы, генетические ресурсы, экологический правопорядок, экологическая безопасность, биобезопасность генно-инженерно-модифицированных организмов.
4. Система экологического права. Соотношение экологического права с другими отраслями права. Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли - подотраслей, институтов, норм. Экологическое право существует в трех качествах: как отрасль права, учебная дисциплина и научная дисциплина
Отрасль
Все институты организованы в общую и особенную части эк права.
В общую часть входят институты, которые распространены почти на все институты особенной части. Например,это право собственности на природные ресурсы, отв-ть за нарушение эк законодательства.
Особенная часть эк права по своей сути представляет природоресурсноеправо,тк в ее рамках раскрывается правовой режим недр,горноеправо,правовой режим водных объектов-водное право,лесных-лесное право.
Наука. Совпадает с отраслью. Большее внимание уделяется теории,истории и методологии. В частности,исследуется история возникновения экологических отношений,изучается вопрос о структуре эк права, исследуются межотраслевые связи с другими отраслями права.
Учебная дисциплина. Совпадает с отраслью права,но дополнительно к общей и особенной части выделяет специальную часть эк права,а именно международное эк право. В рамках учебной дисциплины особое внимание уделяется природопользованию,вопросамтеории,нормам права и практике их применения.
СООТНОШЕНИЕ
Основные нормы и институты экологического права формируются на основе фундаментальных отраслей права. При этом нормы экологического права служат базой, с учетом которой осуществляется экологизация норм других отраслей права, связанных своими институтами или отдельными положениями с такой сферой, как взаимодействие общества и природы.
Государственное (конституционное) право предусматривает конституционные нормы по охране окружающей природной среды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регулирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.
Такие институты административного права, как управление, контроль, административная ответственность составляют часть эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Экологическое право основывается на перечисленных и иных институтах административного права. Иными словами, предусматривает нормы, регулирующие административные отношения применительно к экологическим требованиям по охране природной среды.
Приоритетными функциями гражданскогоправа по отношению к экологическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного права, способствующих совершенствованию, экологических отношений. Все чаще гражданско-правовой договор рассматривается в качестве оптимальной формы установления правоотношений применительно к охране окружающей среды и рационального природопользования.
Особое значение имеет уголовное право, несмотря на то, что его нормы, как и нормы административного и гражданского права, выполняют прежде всего охранительную функцию по отношению к экологическому праву. Нормы уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.
Согласно ст. 3 Закона РФ "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны природной среды является принцип международного сотрудничества. На практике особое внимание уделяется распространению опыта, накопленного в данной сфере другими государствами, проводятся международные экологические исследования. С учетом международных стандартов разрабатываются также нормативы предельно допустимых вредных воздействий (в частности, определяются нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, требования к различным энергетическим объектам, использованию радиоактивных материалов, охране озонового слоя Земли), исходя из которых формируются требования к нормированию качества природной среды. О значении международного права для экологического права свидетельствуют также статьи 81, 82 Закона, предусматривающие приоритет правил международных договоров, принятых с участием России.
Взаимовлияние экологической и природно-ресурсных отраслей права прослеживается на протяжении достаточно длительного периода. При этом определяющим является такой фактор, как монополиягосударственнойсобственностинаприродныересурсы.
В условиях такой монополии земля и другие природные ресурсы изымались из гражданского оборота. Потому не было принципиальных различий в правовом регулировании порядка использования и охраны таких объектов. Наличие одного собственника обуславливало единство хозяйственного и экологического направлений в пользовании и охране объекта.
Ликвидациягосударственноймонополииназемлю,появлениемногообразныхформиспользованияприродныхресурсов предопределили денационализацию и приватизацию земель. С включением земель в хозяйственный оборот возросла актуальность экономического элемента в земельных отношениях. Земельное право в этой части постепенно сближается с гражданским, хозяйственным, предпринимательским правом. В рамках экологического права остается лишь экологическая часть земельного права, посредством которой регулируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, горным и лесным правом.
5. Понятие и особенности источников экологического права. Под источниками эк права понимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Источники эк права имеют ряд особенностей:
1. В соответствии со ст. 72 КРФ эк законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. На федеральном уровне устанавливаются принципы, общие положения, а субъекты РФ реализуют их с учетом своих региональных особенностей. Например,ФЗ «ООС» и Эк кодекс РТ.
2. Эк нормы содержатся не только в эк законодательстве,но и в НПА других отраслей(ГК,НК,УК)
3. Систему источников экологического права образуют:
4. - Конституция РФ,
5. - федеративные договоры,
6. - международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,
7. - федеральные законы,
8. - нормативные правовые акты Президента РФ,
9. - нормативные правовые акты Правительства РФ,
10. - нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,
11. - конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
12. - нормативные правовые акты органов местного самоуправления,
13. - локальные нормативные правовые акты,
14. - судебные решения.
6. Конституционные основы экологического права. Конституционные нормы являются основой развития всего законодательства, в том числе и экологического. Конституция имеет высшую юридическую силу.
Республика Беларусь объявила себя правовым социальным государством, высшей ценностью которого является человек, его права, свободы.
Так, в соответствии с нормами Конституции всем предоставлены равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируется равная защита и равные условия. Недра, воды, леса,земли сельскохозяйственного назначения составляют исключительную государственную собственность. Но эти природные объекты и ресурсы могут быть использованы в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Целый ряд статей Конституции касается экологических прав и гарантий граждан. Так, ст. 40 провозглашает, что каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы. Исходя из смыслу этой статьи, гражданам предоставлено право получать любую информацию, в том числе и о состояния окружающей среды. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассматривать обращения и давать ответ по существу в определенный законом срок.
Согласно ст. 44 Конституции осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.
Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов и в целях защиты и улучшения условий жизни общества, а также охраны и восстановления окружающей среды.
Согласно ст. 55 Конституции охрана природы – это долг каждого человека.
Т.о. государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.