Законы РТ как источники ЭП

В Татарстане основополагающим является Экологический кодекс от 15.07.2009

По своей структуре состоит из 17 разделов и 173 статей.

По содержанию- комплексный НПА, регулирующий природоохранные и природоресурсные отношения,а именно- регламентирует охрану окружающей среды в РТ и охрану и использование отдельных природных ресурсов и объектов.

С момента вступления в силу эк кодекса РТ практически все природоохранные и природоресурсные законы утратили силу.

КоАП РТ 2006 год. Ст 3.1-уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, занесенных в красную книгу.

ЗК РТ 10.07.2008.

Устанавливает требования к участникам земельных отношений по охране и рациональному использованию земель.

 

8. Общая характеристика Закона РФ “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 г.ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002.

Относится к группе природоохранных законов. По своей структуре состоит из 16 глав и 82 статей.

Как говорится в преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

 

Содержание и отличие от фз 1991

1. В ст.1 вводит основные понятия эк законодательства и дает им определение.(впервые закреплен понятийный аппарат)

2. Расширяет перечень принципов эк законодательства с 6ти до 23х.

3. Объекты охраны дополнены околоземным космическим пространством, однако сам закон не содержит каких-либо норм, направленных на защиту этого пространства.

4. Предусматривает эк требования по всем стадиям хоз. деятельности, в частности, к стадии проектирования строительства. Ввода объекта в эксплуатацию и тд.

5. Предоставляет впервые в истории специальный срок исковой давности по искам о компенсации вреда окружающей среде, в 20 лет.

6. Предусматривает порядок определения эк вреда.

7. Применительно к прежнему Закону высказывались обоснованные претензии по поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, экологической сертификации, экологическом аудите. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились.

8. В контексте концепции устойчивого развития важное значение имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объектов животного мира, в отношении недр в действующем законодательстве требования о нормировании не установлены.

9. В виду дефектов практики введения в эксплуатацию предприятий и иных объектов, достоинством Закона является положение об административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию таких объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 38).

10. В условиях развития рыночной экономики вполне обоснованным является требование статьи 53 о том, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

11. Новый Закон предусматривает установление зон экологического бедствия (ст. 57). Им исключены зоны чрезвычайной экологической ситуации, которые регулировались Законом 1991 г. наряду с зонами экологического бедствия.

В целом специалистами Федеральный закон "Об охране окружающей среды" резко критикуется по многим основаниям <41>. В нем не отражены подходы к охране окружающей среды и современные концепции государственной экологической политики


9. Законы как источники экологического права. Экологическое законодательство - это совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права. Основываясь на критерии объекта правового регулирования, совокупность таких законов можно подразделить на три группы: законодательство об окружающей среде, о природных комплексах и природоресурсное законодательство. Объектом экологических отношений, регулируемых законами первой группы, является окружающая среда (природа) в целом, второй - природные комплексы, третьей - отдельные природные объекты.

 

ФЗ можно поделить на 3 группы:

1.природоохранные законы

2.природоресурсные законы

3.законы иных отраслей.

 

1. в их основе ФЗ ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002.

Относится к группе природоохранных законов. По своей структуре состоит из 16 глав и 82 статей.

- Федеральный закон "Об экологической экспертизе";

 

Значение закона в том,что он предусматривает обязательное проведение гос экологической экспертизы в отношении напримеп НПА, проектов,лицензий,реализация которых может негативно сказаться на окруж среде.

Без положительного значения финансирование и реализация этих проектов запрещены.

 

- Федеральный закон "Об отходах производства и потребления";

- Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами

 

- Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";

- Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

- Федеральный закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории";

- Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации";

- Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";

- Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне";

- Федеральный закон "Об охране озера Байкал";

 

 

2. Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. В отличие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в советской России развивалось преимущественно применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.

Природоресурсное законодательство - это совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных объектов. Оно включает:

- Земельный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон "Об обороте сельскохозяйственных земель";

- Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства";

- Федеральный закон "О мелиорации земель";

- Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";

- Федеральный закон "О землеустройстве";

- Федеральный закон "О государственном земельном кадастре";

- Водный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами";

- Лесной кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах";

- Федеральный закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции";

- Федеральный закон "О животном мире";

- Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха".

 

Водный кодекс РФ от 3.06.2006.

 

1. Расширяет перечень водных объектов, которые могут находиться в частной собственности В соттветствии с ВК 1995 года(утр силу) в частной собственности могли находиться только замкнутые водоемы, а по ВК 2006- обводненные карьеры и пруды.

2. ВК 2006г не предусматривает лицензий на водопользование,а в качестве основания возникновения прав на водные объекты предусматривает договоры и решения.

 

Лесной кодекс РФ от 4.12.2006

1. Не предусматривает разрешительных документов в виде лесоруб билета. ордера или лесного билета.(кот были предусмотрены по ЛК 1997)

Основанием возникновения прав на лесные участки являются договоры и решения соотв органов гос власти.

 

2. ЛК не использует понятия древесно-кустарниковая растительность и все лесные насаждения называет лесом.

 

Закон о недрах

 

1. Вводит деление полезных ископаемых на общераспространенные и не общераспространенные. В зависимости от отнесения полезных ископаемых к тому или иному виду, зависит порядок предоставления участков недр.

2. З-н предусматривает лицензии и порядок предоставления участков недр, а также приостановление и прекращение деятельности, связанной с добычей недр.

 

3. Законы иных отраслей.

 

ГК предусматривает вещные и обязательственные права на природные ресурсы. Устанавливает организационно-правовые формы для участников эк правоотношений. Устанавливает деление природных ресурсов на движимые и недвижимые вещи.

Закрепляет общие требования об оборотоспособности природных ресурсов.

 

НК предусматривает обязательные платежи, связанные с использованием природных ресурсов, а именно земельный, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира.

 

КоАП глава 8- 40 административных правонарушений.

 

УК РФ-гл 26.- 17 эк преступлений


10. Подзаконные нормативные правовые акты (кроме законов) как источники экологического права. Подзаконные НПА представлены в виде указов президента, постановлений правительства и ведомственных нпа.

Указы президента.

Их значение закрепляется в установлении системы и структуре Федеральных органов исполнительной власти в области эк отношений.

2 указа- Указ президента от 9.03.2004 г № 314 «О системе и структуре ФОИВ»

Указ президента от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры ФОИВ»

Произошло деление по соотв органам:

- Нормотворческая функция- Министерство (Мин природных ресурсов)

- Оказание гос услуг осуществляет Агенство

- Контроль и надзор – осуществляется службами (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: