В Татарстане основополагающим является Экологический кодекс от 15.07.2009
По своей структуре состоит из 17 разделов и 173 статей.
По содержанию- комплексный НПА, регулирующий природоохранные и природоресурсные отношения,а именно- регламентирует охрану окружающей среды в РТ и охрану и использование отдельных природных ресурсов и объектов.
С момента вступления в силу эк кодекса РТ практически все природоохранные и природоресурсные законы утратили силу.
КоАП РТ 2006 год. Ст 3.1-уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, занесенных в красную книгу.
ЗК РТ 10.07.2008.
Устанавливает требования к участникам земельных отношений по охране и рациональному использованию земель.
8. Общая характеристика Закона РФ “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 г.ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002.
Относится к группе природоохранных законов. По своей структуре состоит из 16 глав и 82 статей.
Как говорится в преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
|
|
Содержание и отличие от фз 1991
1. В ст.1 вводит основные понятия эк законодательства и дает им определение.(впервые закреплен понятийный аппарат)
2. Расширяет перечень принципов эк законодательства с 6ти до 23х.
3. Объекты охраны дополнены околоземным космическим пространством, однако сам закон не содержит каких-либо норм, направленных на защиту этого пространства.
4. Предусматривает эк требования по всем стадиям хоз. деятельности, в частности, к стадии проектирования строительства. Ввода объекта в эксплуатацию и тд.
5. Предоставляет впервые в истории специальный срок исковой давности по искам о компенсации вреда окружающей среде, в 20 лет.
6. Предусматривает порядок определения эк вреда.
7. Применительно к прежнему Закону высказывались обоснованные претензии по поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, экологической сертификации, экологическом аудите. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились.
|
|
8. В контексте концепции устойчивого развития важное значение имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объектов животного мира, в отношении недр в действующем законодательстве требования о нормировании не установлены.
9. В виду дефектов практики введения в эксплуатацию предприятий и иных объектов, достоинством Закона является положение об административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию таких объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 38).
10. В условиях развития рыночной экономики вполне обоснованным является требование статьи 53 о том, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.
11. Новый Закон предусматривает установление зон экологического бедствия (ст. 57). Им исключены зоны чрезвычайной экологической ситуации, которые регулировались Законом 1991 г. наряду с зонами экологического бедствия.
В целом специалистами Федеральный закон "Об охране окружающей среды" резко критикуется по многим основаниям <41>. В нем не отражены подходы к охране окружающей среды и современные концепции государственной экологической политики
9. Законы как источники экологического права. Экологическое законодательство - это совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права. Основываясь на критерии объекта правового регулирования, совокупность таких законов можно подразделить на три группы: законодательство об окружающей среде, о природных комплексах и природоресурсное законодательство. Объектом экологических отношений, регулируемых законами первой группы, является окружающая среда (природа) в целом, второй - природные комплексы, третьей - отдельные природные объекты.
ФЗ можно поделить на 3 группы:
1.природоохранные законы
2.природоресурсные законы
3.законы иных отраслей.
1. в их основе ФЗ ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002.
Относится к группе природоохранных законов. По своей структуре состоит из 16 глав и 82 статей.
- Федеральный закон "Об экологической экспертизе";
Значение закона в том,что он предусматривает обязательное проведение гос экологической экспертизы в отношении напримеп НПА, проектов,лицензий,реализация которых может негативно сказаться на окруж среде.
Без положительного значения финансирование и реализация этих проектов запрещены.
- Федеральный закон "Об отходах производства и потребления";
- Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами
- Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";
- Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
- Федеральный закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории";
- Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации";
- Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
- Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне";
|
|
- Федеральный закон "Об охране озера Байкал";
2. Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. В отличие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в советской России развивалось преимущественно применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.
Природоресурсное законодательство - это совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных объектов. Оно включает:
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон "Об обороте сельскохозяйственных земель";
- Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства";
- Федеральный закон "О мелиорации земель";
- Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";
- Федеральный закон "О землеустройстве";
- Федеральный закон "О государственном земельном кадастре";
- Водный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами";
- Лесной кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах";
- Федеральный закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции";
- Федеральный закон "О животном мире";
- Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха".
Водный кодекс РФ от 3.06.2006.
1. Расширяет перечень водных объектов, которые могут находиться в частной собственности В соттветствии с ВК 1995 года(утр силу) в частной собственности могли находиться только замкнутые водоемы, а по ВК 2006- обводненные карьеры и пруды.
|
|
2. ВК 2006г не предусматривает лицензий на водопользование,а в качестве основания возникновения прав на водные объекты предусматривает договоры и решения.
Лесной кодекс РФ от 4.12.2006
1. Не предусматривает разрешительных документов в виде лесоруб билета. ордера или лесного билета.(кот были предусмотрены по ЛК 1997)
Основанием возникновения прав на лесные участки являются договоры и решения соотв органов гос власти.
2. ЛК не использует понятия древесно-кустарниковая растительность и все лесные насаждения называет лесом.
Закон о недрах
1. Вводит деление полезных ископаемых на общераспространенные и не общераспространенные. В зависимости от отнесения полезных ископаемых к тому или иному виду, зависит порядок предоставления участков недр.
2. З-н предусматривает лицензии и порядок предоставления участков недр, а также приостановление и прекращение деятельности, связанной с добычей недр.
3. Законы иных отраслей.
ГК предусматривает вещные и обязательственные права на природные ресурсы. Устанавливает организационно-правовые формы для участников эк правоотношений. Устанавливает деление природных ресурсов на движимые и недвижимые вещи.
Закрепляет общие требования об оборотоспособности природных ресурсов.
НК предусматривает обязательные платежи, связанные с использованием природных ресурсов, а именно земельный, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира.
КоАП глава 8- 40 административных правонарушений.
УК РФ-гл 26.- 17 эк преступлений
10. Подзаконные нормативные правовые акты (кроме законов) как источники экологического права. Подзаконные НПА представлены в виде указов президента, постановлений правительства и ведомственных нпа.
Указы президента.
Их значение закрепляется в установлении системы и структуре Федеральных органов исполнительной власти в области эк отношений.
2 указа- Указ президента от 9.03.2004 г № 314 «О системе и структуре ФОИВ»
Указ президента от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры ФОИВ»
Произошло деление по соотв органам:
- Нормотворческая функция- Министерство (Мин природных ресурсов)
- Оказание гос услуг осуществляет Агенство
- Контроль и надзор – осуществляется службами (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования)