Источники конституционного права зарубежных стран.
1. Конституция и законы как основные источники конституционного права зарубежных стран.
2. Судебные прецеденты и обычаи.
3. Иные источники конституционного права.
Главным источником в подавляющем большинстве стран служит конституция – основной закон государства (исключение – мусульманские страны, где основным источником считается Коран)
Особенности зарубежных конституций.
1. В отличие от Конституции РФ, в зарубежных конституциях существуют неконсолидированные конституции и неписанные. Неконсолидированные – состоят из нескольких документов (более подробно в теме «виды конституций»), как французская конституция. Неписанные конституции – это конституции Великобритании и Новой Зеландии (Великобритании углубленно будем изучать). Называются так потому, что они включают в себя обычаи, которые носят устный характер. (Обычай – это устные правила, не закреплены нигде нормативно, они являются устными, неписанными).
2. В мусульманских странах, где ислам является официальной религией, Коран является выше по юридической силе, чем конституция. Саудовская Аравия, Омар, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты…
3. Конституции могут приниматься разными органами и субъектами. Это может быть парламент, могут приниматься учредительным собранием (как конституция США – филадельфийским конвентом), могут на референдуме народом, могут разрабатываться монархом (октроированные конституции) и вводиться для своих подданных, могут разрабатываться политическими партиями, пришедшими к власти в результате военного переворота (чаще в Африке).
Законы как источники конституционного права зарубежных стран.
Закон – это нормативный акт, который принимается парламентом и промульгируется (промульгация – то есть глава государства подписывает и публикует, обнародует закон) главой государства.
Виды законов в зарубежных странах:
1. Конституционные законы. В зарубежных странах это те законы, которыми вносятся изменения в конституцию, поэтому они так и называются – «конституционные». Например, во Франции и в Германии. Принимается он в том порядке, как конституция изменяется.
2. Органические законы. Они характерны для Франции (то же самое, что и у нас федеральные конституционные законы), то есть в конституции говорится, что определенный вопрос регулируется этим законом. Принимается в более сложном порядке, чем обычный закон. Например, органический закон Франции о конституционном совете. Конституционный совет – это орган конституционного закона (примерно как у нас Конституционный суд).
3. Обычные, или простые законы. Принимаются как у нас федеральные законы (например, федеральный закон ФРГ «о политических партиях»), простым большинством голосов обеих палат парламента.
4. Декреты-законы. Это нормативный акт, который принимается главой государства (у нас нет таких законов) по поручению парламента и может быть проверен и отменён парламентом. Второй термин – это так называемое «делегированное законодательство». В России нет такого явления, и, соответственно, нет такого термина. Есть такой процесс делегированного законодательства в Италии, Испании и Франции. Это для того, чтобы избежать затягивания времени.
5. Рамочные законы или законы-рамки. Они характерны для федеративных государств. Например, основной закон Германии предусматривает такие рамочные законы. В этих законах федерация устанавливает какие-то общие положения, а субъекты федерации потом более детально регулируют эти общественные отношения. Именно поэтому они называются «рамочные законы». Характерно для федеративных, в унитарных государствах быть не может.