Спрос, величина, цена и факторы формирования спроса. Закон спроса. Закон убывающей предельной последовательности

Спрос- сложившаяся в определенный период зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.
Величина спроса- объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода(месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.
Спрос формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы:

  • экономические факторы, уровень развития производства товаров, денежные доходы населения, уровень розничных цен и их соотношение, степень достигнутой обеспеченности товара;
  • социальные факторы: социальная культура общества, профессиональный состав населения, уровень развития культуры и т.п.;
  • демографические факторы, численность населения, соотношение между городским и сельским населением, половозрастной состав, размер и состав семьи, миграция населения;
  • природно-климатические факторы, географические и климатические условия, традиции, условия быта и т.п.;
  • политические факторы, непредвиденные чрезвычайные ситуации.

На изменение спроса влияют и неценовые факторы: изменение денежных доходов населения; изменение цен на товары-заменители; экономическая политика правительства; изменение потребительских предпочтений.
Закон спроса – повышение цен обычно ведет к снижению величины спроса, а снижение цен- к увеличению. Закон убывающей предельной последовательности- это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы.

17. Предложение, величина, цена и факторы формирования предложения. Закон.
Предложение-
это количество товаров, представленных на рынке в определенный момент по определенной цене, т.е. совокупность товаров, которую желают и способны продать производители.
Величина предложения- это максимальное кол-во какого-либо товара или услуги, которые продавцы способны и готовы продать по определенной цене на определенной рынке и в определенное время.
Факторы, влияющие на величину предложения, можно разделить на

· Внешние факторы, влияние которых не зависит от деятельности производителей товаров и услуг: демографическая ситуация, культурные и этнические, цена товара, сложившаяся на рынке, уровень инфляции, конкуренция- в частности, выход на рынок новых фирм или выпуск новых товаров.

· Внутренние факторы, влияние которых может контролироваться производителями товаров и услуг: величина издержек производства, ценовая политика предприятия, уровень конкурентоспособности продукции.

Цена- денежное выражение стоимости товара.
Закон предложения – при прочих равных условиях с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены предложение сокращается.

19. Эластичность спроса и предложения, ее виды.
Коэффициент эластичности-
показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1% .
Эластичность-
это важнейшая характеристика спроса и предложения, показывающая зависимость их изменений от изменения различных факторов рынка(цены товара, доходов потребителей); это показатель степени чувствительности потребителей и производителей к изменениям различных факторов, оказывающих влияние на спрос и предложение.
Выделяют 2сосновны критерия эластичности спроса: цена и доходы.
Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента ценовой эластичности, рассчитываемого по формуле P- первоначальная цена, Q- первоначальная спрос,

Эластичность спроса по доходам определяется с помощью коэффициента эластичности спроса по доходам, рассчитываемого по формуле: Q- первоначальный спрос, I- первоначальный доход,
Спрос может быть:

· Эластичным, если коэффициент эластичности больше 1

· Неэластичным, если коэффициент эластичности меньше 1

· Совершенно эластичным, если коэффициент эластичности стремится к бесконечности

· Совершенно неэластичным, если коэффициент эластичности равен 0.

На эластичность спроса влияет ряд факторов: наличие товаров-заменителей, конкуренция на рынке. Спрос на товары первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие никакой роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

Эластичность предложения, так же как и эластичность спроса, определяется прежде всего по цене, по формуле эластичности спроса. Предложение может быть эластичным, если коэф.эластичности больше 1, и неэластичным, если коэф.эластичности меньше 1. На эластичность предложения оказывает влияние цена товара, значимость товара для потребителя, величина налогов.

20. Экономическое поведение потребителей. Зависимость потребления от дохода. Закон Энгеля.
Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынке.
Теория потребления исходит из того, что в поведении потребителя отмечаются типичные общие черты:

- спрос потребителя зависит от уровня доходов;

- каждый потребитель стремится получить максимальную полезность;

- средний потребитель имеет систему предпочтений;

- на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие «сопряженных» товаров.
Следовательно, можно сформировать основные принципы рационального поведения потребителей на рынке:

1.Ограниченность дохода.

2.Рациональность.

3.Системность предпочтений.

4.Суверенность.

Закон Энгеля — экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения
Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: