Рыночное равновесие. Процесс формирования рыночного равновесия. Потолок цен и его влияние на предложение товара

Рыночное равновесие -ситуация рынке,когда предложение равно спросу при господствующей цене. Если рынок находится в равновесии, то потребитель имеет возможность купить больше товара по более низкой цене, т.е. рыночное равновесие приводит к возникновению излишка потребителя, представляющего собой разность между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и той реальной величиной, которую он заплатил фактически (равновесной ценой).Выигрыш производителя (продавца) равен разнице между ценой равновесия и той минимальной ценой, при которой производителю стоило бы продавать товар, не неся убытков.Таким образом, в условиях рыночного равновесия в выигрыше оказываются и покупатель, и продавец.Основное преимущество и ценность рыночного механизма, обеспечивающего автоматическое поддержание рыночного равновесия, состоит в том, что последнее обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества в соответствии с потребностями членов общества. «Цена пола» — установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка» ограничивает повышение цены.Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии.Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: