Под рынком понимается система социально-экономических отношений в сфере обмена, реализации товаров и признание этих товаров обществом.
Функции рынка:
1. Информационная. Дает информацию об уровне цен, процентной ставке на кредит, о качестве товаров.
2. Посредническая. Производители должны обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка нельзя определить эффективность технических и экономических связей между участниками производства. Рынок дает выбор оптимального покупателя и оптимального продавца.
3. Ценообразующая. Рынок формирует цены на основании данных покупателя. Формирует подвижную связь между стоимостью и ценой.
4. Регулирующая. Рынок дает ответ на вопрос что, для кого и как производить.
5. Санирующая. Происходит социальное расслоение. С помощью конкуренции рынок очищается от неустойчивых хозяйственных единиц.
Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
|
|
Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.
Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка
Многообразие классификаций рынков. Особенности рынка совершенной (чистой) конкуренции.
По механизму функционирования рынки бывают:
• свободными - на основе свободной конкуренции в результате прямых контактов независимые участники процесса купли- продажи сами устанавливают объем продаж и цены;
• монополизированными - условия производства и обращения определяет один или группа производителей (продавцов);
По степени насыщенности выделяют:
• равновесный, в котором объемы спроса и предложения примерно совпадают;
• дефицитный, где спрос превышает предложение;
• избыточный, когда предложение превышает спрос.