Рост народонаселения Земли и экологические проблемы

На протяжении большей части человеческой истории рост численности народонаселения было почти незаметным. Медленно оно набирало силы в течение XIX в. и чрезвычайно резко возросло после второй мировой войны. Это дало повод говорить о "демографический взрыв". Динамика численности населения в течение последних веков показана в таблице 5.2.

Главным фактором роста численности населения в XX веке стало улучшение питания и санитарно-гигиенических условий, которые предотвращали возникновение многих эпидемий, а также меры по снижению детской смертности. Высокая численность населения Земного Шара оказалась новым явлением. Наряду с научно-технической революцией она стала главной причиной антропогенного изменения биосферы.

Согласно данным ООН, основной прирост населения приходится на развивающиеся страны. Быстрый рост населения в этих странах резко обострило экологические и социальные проблемы.

Численность населения слаборазвитых стран составляет 3/4 всего населения планеты, а потребляют они всего 1/3 общемировой продукции, причем разрыв в потреблении на душу населения продолжает расти.

Если условно населения Земли "сжать" до размера поселка с населением в 100 человек, а все существующие соотношения современного человечества остались бы прежними, то имели бы такую картину:

В поселке прожили бы 57 азиатов, 21 европеец 14 представителей Северной, Центральной! Южной Америки, 8 африканцев;

- 70 из 100 были бы "цветными» (не белыми)

- 50% всех богатств были бы в руках 6 человек, и все они были бы гражданами США;

- 70 человек не умели бы читать;

- 50 страдали бы от недоедания;

- 80 человек жили бы в домах, непригодных для жизни;

- Только один человек должен университетское образование.
Низкая рождаемость в экономически развитых странах - фактор в глобальном масштабе положительный. Однако, и он может привести к неблагоприятным социально-политических последствий.

Происходит "старение" населения. Рост числа пенсионеров тяжелым бременем ложится на экономику страны. Старение населения порождает еще одну проблему. Меньший динамизм более старых возрастных групп может вызвать существенные различия между поколениями в вопросах общественных и культурных нововведений. Вследствие этого общество станет более консервативным.

Не следует упускать из виду, что площадь континентов не меняется, а численность населения растет. Способна Земля выдержать большую плотность населения? Человек для нормального существования требует некоторого определенного пространства и достаточно пищи. Существуют прогнозы, согласно которым численность населения планеты в 2050 году достигнет 10-11 млрд. Человек, на каждого жителя будет приходиться очень малое количество квадратных метров площади. Высокая плотность населения ведет к разрушению среды обитания и истощению природных ресурсов.

Вопрос 31

Стратегической целью государственной экологической политики является сохранение естественных природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

В основу реализации государственной экологической политики заложены следующие принципы, такие как:

· обеспечение соответствия деятельности субъектов экономики законодательным и другим нормативным требованиям в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;

· обеспечение приоритета действий, направленных на недопущение опасных экологических воздействий на человека и окружающую среду;

· постоянная готовность органов государственной власти Российской Федерации к предотвращению и ликвидации последствий экологических аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

· системное и комплексное решение проблем обеспечения экологической безопасности и ведения природоохранной деятельности на локальном, региональном и глобальном уровнях и на основе современных концепций анализа рисков и экологических ущербов;

· открытость и доступность экологической информации, обеспечение доступа граждан и заинтересованных сторон к экологической информации, информационная обеспеченность и открытость деятельности в области обеспечения экологической безопасности,

· равное внимание к экономической, социальной и экологической составляющим устойчивого развития,

· признание невозможности позитивного развития человеческого общества при деградации природы;

· приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

· справедливое и прозрачное распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;

· предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;

· экономическая, социальная, научная обоснованность деятельности в области обеспечения экологической безопасности;

· достижимость, экономическая и научная обоснованность государственных требований и принимаемых мер в области обеспечения экологической безопасности;

· экономическое стимулирование деятельности по достижению экологических показателей;

· глобальная экологическая ответственность – интеграция в мировую систему рыночной экономики, учет влияния развитых государств и государств-соседей, применение международных норм и стандартов, сотрудничество в решении глобальных проблем;

· возрастающая роль гражданского общества, общественных движений и объединений.

Вопрос 32

Вопрос 33

Экономический механизм можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле экономический механизм управления – это система организационно-экономических мер по поводу природопользования и охраны окружающей среды, что означает наличие взаимосвязанных организационно-административных и экономических мер. Так, планирование, разработка и введение целевых программ природопользования осуществляется посредством организационно-административного метода управления, но в них содержатся элементы экономического воздействия.

В узком смысле экономический механизм включает только собственно экономические меры.

Концепция экономического механизма, выбор конкретных мер зависят от решения вопроса о целях развития экономики сектора или региона.

Экономический механизм должен быть согласован как по вертикали, так и по горизонтали. Меры воздействия, принимаемые на различных уровнях управления, на различных стадиях технологической цепочки – от изъятия природных ресурсов до производства готовой продукции и ее реализации не должны противоречить друг другу.

Принципы экономического механизма использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов – исходные начала, определяющие эту деятельность. Практика выработала такие принципы экономического механизма, как платность, научная обоснованность, экономическая ответственность, комплексность и хозяйственный расчет.

Основным принципом экономического механизма природопользования является платность. Он означает использование природных ресурсов в процессе производства исключительно за плату.

Бесплатность пользования природными ресурсами в бывшем СССР способствовала развитию отношения к ним как к даровому благу. Ущерб, причиняемый земле, не учитывался при технико-экономических обо­снованиях экологических проектов. Например, при строительстве каскада равнинных гидроэлектростанций на Волге образовалось множество водохранилищ, которые затопили, т. е. вывели из сельскохозяйственного оборота миллионы ценных угодий, в том числе и пойменных. Бесплатность пользования ресурсами не воспитывала бережного отношения к природе, надолго задержала проведение экономических исследований по определению их стоимостной оценки и не привела к улучшению экологической ситуации в стране.

В основе принципа платности лежит экономическая (стоимостная) оценка природных ресурсов. Более десяти лет назад появились предложения оценивать земельные угодья в денежной (стоимостной) форме. Природные земельные фонды участвуют в процессе производства наряду с другими средствами производства – материально-техническими и трудовыми. Денежная оценка земли позволяет сопоставить ее роль в производстве с другими ресурсами, которые имеют стоимость и цену, препятствовать бездумному отводу ценных земель для несельскохозяйственных целей, а также более точно определить ущерб, причиняемый земельным угодьям при их нерациональном использовании.

Вопрос 34

Мониторинг- регулярное, выполняемое по заданной программе наблюдение природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, здоровья населения, позволяющее выделить их состояние и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

Цели мониторинга: обеспечение своевремнной и достоверной информацией все интересующие органы.

Основные задачи мониторинга:

· наблюдение за источником антропогенного воздействия,

· наблюдение за факторами антропогенного воздействия,

· наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием антропогенной деятельности,

· оценка фактического состояния природной среды,

· прогноз изменения природной среды.

 

Вопрос 35

Для стабилизации и улучшения состояния окружающей природной среды важным является создание системы экологической паспортизации объектов природопользования, являющихся источниками загрязнения окружающей природной среды.

Цель паспортизации - прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Экологическая паспортизация служит для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности: территорий, территориально-производственных комплексов и хозяйственных объектов. Для этих целей разработаны формы экологического паспорта предприятия (производственного объединения), территории и методики проведения экологической паспортизации

Экологический паспорт предприятия разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и сравнительного анализа различных производственных процессов в общую природоемкость. Он содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчетную информацию о природоемкости производства.

В экологический паспорт вносится, периодически корректируется и обновляется информация об исходных данных для расчета материально-энергетических балансов, нормативы ресурсопотребления, производственных циклов.

Важными разделами паспорта являются результаты инвентаризации отходов производства,, где дается описание условий образования и характеристики всех источников газовых выбросов, сточных вод, твердых и жидких отходов, приводятся сведения о текущей экономике предприятия, о планируемых и фактических затратах на мероприятия по достижению нормативных ПДВ и ПДС, а также и о других природоохранных мерах.

Паспорт дает возможность осуществить экологическую аттестацию того или иного хозяйственного объекта по признакам его соответствия требованиям предельно допустимой техногенной нагрузки и экологической техноемкости территории.

Экологический паспорт территории составляется с целью информационного обеспечения широкого круга пользователей информацией для решения научных, организационных и практических задач, которые направлены на рациональное природопользование. Дается систематизированная сводка данных о современном состоянии природных комплексов территории и воздействующих на них антропогенных факторов. Данный паспорт рассчитан на территорию административного района, но может использоваться и для других территориальных образований. К паспорту прилагается атлас тематических карт и составляется общая экологическая карта территории. В конце документа дается заключение об экологической ситуации, что фактически является экологической аттестацией территории.

Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.

Итак, цель паспортизации - прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Вопрос 36

Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного действия на окружающую природную среду установлен в соответствии с законом «Об охране окружающей природной среды».

Настоящий порядок распространяется на всех, кто является природопользователем. Это могут быть и юридические (предприятия, организации всех форм собственности), и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

· сброс загрязняющих веществ на рельеф местности;

· неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

· размещение отходов;

· смывы загрязняющих веществ с почв.

По существу платежи за загрязнение являются одной из форм налогообложения хозяйствующих субъектов. В основу определения размера такого налогообложения положены так называемые базовые нормативы платы (БНП) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.

Базовые нормативы платы представляют собой цену в рублях за одну тонну конкретного загрязняющего вещества, выброшенного в окружающую среду или цену в рублях за одну тонну размещенных отходов.

Базовые нормативы платы едины для всей территории РФ и устанавливаются на государственном уровне постановлением правительства РФ, а затем для конкретной территории (например, Хабаровского края) – постановлением главы этой территории (например, Главы Хабаровского края).

В РФ установлено два вида базовых нормативов платы, то есть, установлено две возможные цены за выброс (сброс), размещение отходов:

БНП1

– за выброс (сброс), размещение отходов в пределах установленных нормативов (ПДВ, ПДС) – минимальная цена;

БНП2

за выброс (сброс), размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов: ВСВ, ВСС) – большая цена.

В зависимости от степени опасности того или иного вещества разница в ценах (разница между БНП1 и БНП2) изменяется от «в несколько раз» до «на несколько порядков».

При расчете платежей применяются дополнительные коэффициенты:

1) повышающий коэффициент: Кпов = 5. Применяется при сверхлимитном загрязнении окружающей среды или в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс), тогда вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная. Применение настоящего коэффициента по своему существу является штрафованием природопользователя. В этом случае при расчете платежей применяется базовый норматив платы БНП2;

2) учитывающие особенности экологической ситуации:

для воздуха Квоздух = 2,0;

для воды Кводы = 3,06;

для твердых отходов Котходы = 2,3;

3) учитывающие особенности экономической ситуации (инфляционные коэффициенты): Кинфл = 93.

Экологические и инфляционные коэффициенты периодически пересматриваются и утверждаются на данной территории на определенный период. Значения коэффициентов, приведенные в настоящем пособии, являются действующими на территории Хабаровского края на 01.01.2002 г.

Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы), размещение отходов включаются в себестоимость продукции. Платежи за превышение ПДВ, ПДС осуществляются из прибыли предприятия.

Платежи перечисляются природопользователем ежеквартально в бесспорном порядке до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца, при нарушении установленных сроков – изымаются в безакцептном порядке по платежным распоряжениям (т.е. взыскиваются со счетов предприятия в принудительном порядке без его согласия и участия).

Таким образом, платежи за загрязнение конкретной среды (воздуха, воды и т.д.) определяются путем перемножения количества выбрасываемого i-го вещества, в тоннах на соответствующий базовый норматив платы, в рублях за тонну и соответствующие коэффициенты. При этом необходимо установить, к какому виду относится выброс: нормативному (ПДВ, ПДС), в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС) или сверхлимитному. В зависимости от этого выбираются базовые нормативы платы и повышающие коэффициенты. Затем производится суммирование по всем ингредиентам и по всем средам.

Фактическая масса выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ определяется расчетными или инструментальными методами.

Определение квартального фактического объема возможно на основе:

1) результатов анализов (замеров), регистрируемых в журналах учета установленной формы;

2) по нормативам ПДВ (ПДС), а за год – по данным статистической отчетности с последующим уточнением фактических объемов;

3) для не имеющих нормативов ПДВ – по данным предыдущего года, деленным на четыре, с последующим уточнением по итогам года.

Вопрос 37


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: