В экономически развитых странах сущ-ют разные формы собств. на прир. ресурсы: госуд., федеральная (в г-вах с федеральн. устройств.), муниципальная, собствен. коренных народов (напр., прир. ресурсы в индейских резервациях США и Канады), собствен. обществен. организаций, частная. В г-вах с федеральн. устройств. федеральной собственн. явл., как правило, стратегич. ресурсы (нефть, газ и т.п.), но к федеральн. собствен. могут относ. и водные, и земельные ресурсы, и др. Остальн. ресурсы относ. к собствен. субъектов федерации, муниципалитетов и т.д. В странах с развитой рыночн. эк-кой законодательно регулируется процесс использ. ресурсов прир., действует с-ма ограничений на способы эксплуат. прир. объектов независимо от формы собствен. на эти объекты. При этом права частного собственника м.б. существенно ограничены. Распределение прав собственности м/у различн. субъектами хоз-ния влияет и на распредел. доходов от эксплуатации прир. рес. Механизм ценообразов. на продукцию прир/польз., политика приватизации прир. ресурсов, экологич. налогооблож. лишь перераспредел. доходы, приносимые использованием природно-ресурсного потенциала. Механизм вовлечения прир. ресурсов в хоз-ный оборот определяет, кому будут принадлежать доходы.
|
|
Сущ-ет принципиальный подход к решению вопроса собственности в прир/польз. суть кот. сост. том, что специфика страны с переходной эк-кой диктует необходимость с хранения госуд. собственности на существенную долю прир. ресурсов, приносящих дифференц. ренту, чтобы использовать рентные доходы на разрешение соц. и экономич. пробл. Собственность иа прир. ресурсы м.б. распределена м/у субъектами власти (, а компетенция кажд. из органов власти д.б. закреплена законодательно. Но с-ма отнош. собственности на прир. ресурсы д.б. адекватной рыночным отношениям. Поэтму помимо госуд. (республиканск., региональной) собствен. эта с-ма должна вкл. и частную, акционерную, коллективн. собствен.
Данный подход в определен. степени нашел воплощение в реализации отношений собствен. в прир/польз. в Бел. В Констит. РБ записано, что недра, воды, леса составл. исключительную собствен. гос-ва, в собственности гос-ва наход. и земли с/х назнач. Одн. в соответ. с з-ном РБ «О праве собствен. на землю» определ. две формы собствен. на нее — госуд. и частная. В госуд. собствен. остаются все земли с/х назначения. В частную собствен. не передаются земли, имеющ. общегосударствен. значение.
В соответ. с белор. законодат-вом право частной собствен. на землю предоставл. гражданам Бел. для ведения личного подсобного хоз-ва, садоводства и частного строит-ва. Регламентируется принудительное изъятие земельных уч-ков местн. органами власти (по решению суда) в случае использов. земли не по целевому назнач. Препятствует спекуляции землей и огранич. размеров предоставлен. в част. собствен. земельн. уч-ков. В соответ. с логикой рыночн. отнош. земли, находящие в частн. собствен., могут передав. по наслед., продаваться, сдаваться в аренду. Разреш. также сдача уч-ков в залог для получения кредита в банках.
|
|
Земля в Бел. м.б. в частн. собствен. и юрид. лиц, в том ч. и зарубежн, если на этой земле располаг. приватизир. данными лицами производствен. объекты или объекты по оказанию услуг. Юрид. лицам м.б. проданы и земельн. уч-ки для строит-ва и эксплуат. необх. для страны п/п при осуществлении инвестицион. проектов. Передача земли в собствен. юридич. лиц, в том ч-ле и заруб., осуществл. за денежн. ср-ва в порядке, определ. Презид. Бел.