Модуль № 2. Прикладная экология

12) Семинар Региональные экологические проблемы.

13) Семинар Сокращение биоразнообразия.

14) Семинар «Основы экологического права»

15) Семинар «Экологическое образование и профессиональная ответственность»

 

16) Семинар Санитарно-гигиеническое и экологическое нормирование.

17) Регламентация воздействия на окружающую среду.

18) Семинар Экономические аспекты охраны природы. Оценка воздействия на окружающую среду.

19) Инженерная защита окружающей среды.

3.4 Лабораторные занятия

Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.

 

3.5 Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по курсу включает самостоятельное изучение теоретического материала для подготовки к семинарам и подготовку презентаций для семинаров.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Экология» предусматривается объемом 54 часа и организуется в соответствии с используемыми в учебном процессе формами учебных занятий.

Основные цели самостоятельной работы – формирование у студентов навыков к самостоятельному творчеству труду, умения решать профессиональные задачи с использованием всего арсенала современных средств, потребности к непрерывному самообразованию и совершенствованию своих знаний, приобретение опыта планирования и организации рабочего времени и расширение кругозора.

Выполнение всех видов самостоятельной работы по изучению курса поможет студентам сориентироваться в понимании основных понятий и проблем курса, освоить приемы и способы решения конкретных задач из различных областей науки, выработать умение выделять общие закономерности развития науки на фоне конкретного содержания состояния науки в определенную эпоху, конкретных фактов и научных биографий известных ученых. В конечном итоге студенты должны понять свое место в науке, определить свои цели в жизни и в занятиях профессиональной деятельностью, развить свои творческие способности, подготовить к будущей деятельности молодых специалистов.

Самостоятельная работа по дисциплине «Экология» включает:

- самостоятельное изучение теоретического материала с использованием рекомендуемой литературы;

- подготовка докладов с мультимедиа-презентациями по темам практических занятий.

- самотестирование.

Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (Приложение 1).

 

 

Темы рефератов следующие:

 

1. Техногенное рассеяние вещества. Особенность этого явления в физике, химии, биологии, географии.

2. Пути развития альтернативной энергетики.

3. Классификация процессов самоочищения окружающей среды.

4. Кислотные выпадения: происхождение. Экологический вред. Методы предотвращения и реабилитации.

5. Технологическая деятельность человечества и ее влияние на состояние водных ресурсов.

6. Проблема техногенного рассеяния тяжелых металлов. Анализ, биологические последствия и предотвращения.

7. Техногенное рассеяние вещества в биосфере в свете закономерностей явлений переноса.

8. «Плодородие почв» в системе представлений физической химии гетерогенных систем (адсорбция и ионный обмен).

9. Математическое моделирование процессов и явлений в экосистемах (системно-организованные связи и законы природы).

10. Учение В.И.Вернадского о биосфере и концепция двух типов вещества в ней.

11. Антропоцентризм и экоцентризм: две стратегии «диалога с Природой», их сущность, оценка и будущность.

12. Рациональное природопользование и охрана окружающей человека среды в свете законов экологии.

13. Эволюция понятия «экология»: от геккелевского учения о связи «организм-среда» до «науки о структуре природы, науки о том, как работает живой покров Земли в его целостности» (С.С.Шварц).

14. Биогеоценозы как «машины», трансформирующие вещество и энергию на Земле: научная интерпретация этого образа.

15. Радиация как экологический фактор (природный и техногенный вклады).

16. Неизбежность воздействий человечества на природные экосистемы: «плюсы» и «минусы» антропогенного фактора.

17. Если существуют и развиваются физика, химия и биология; если существует и развивается интегрированное естествознание, то что нового и своего заключается в экологии по сравнению с суммой естественных наук? (Тема: «Экология – это «пересказанное» естествознание?»

18. Экология фундаментальная и прикладная: концепции, цели, задачи.

19. «Социальная экология» и «экологическая культура» как результат эволюции экологических идей.

20. Антропогенное давление на природную среду: классификация форм и видов.

21. Проблема возникновения «парникового эффекта»: экологические последствия и пути предотвращения.

22. Проблема «кислотных дождей»: источники возникновения, экологические последствия, пути предотвращения и реабилитации подсистем биосферы.

23. Проблема техногенного рассеяния на элементном и вещественном уровнях. Особенности рассеяния ксенобиотиков.

24. Взаимосвязь понятий «прикладная экология» и «рациональное природопользование».

25. Нормативы качества окружающей природной среды: элементы экотоксиологии и экопатологии.

26. Структура системы стандартов в области охраны природы и рационального приодопользования.

27. Экологический мониторинг: виды, цели, методы. Организация.

28. Концепция риска, связанного с технологией природопользования: источники, способы оценки, способы снижения и предотвращения.

29. Экологизация технологий: смысл проблемы и пути воплощения.

30. Полипродуктовая технология как идеал оптимизированного природопользования.

31. Коэволюция человека и природы как путь реализации «устойчивого развития»).

32. Промышленные отходы и техногенные образования: обоснование рентабельности их обезвреживания и утилизации.

33. Методы концентрирования, выделения и разделения веществ; их применение в технологии (включая природоохранную) и экоаналитике.

34. Достоинства и недостатки современных синтетических моющих средств.

35. Экологические проблемы атмосферы.

36. Экологические проблемы гидросферы.

37. Экологические проблемы литосферы.

38. Человек и экосистемы (агроэкосистемы и индустриально-городские экосистемы).

39. Антропогенные воздействия на биотические сообщества (растительный и животный мир).

40. Влияние природно - и социально-экологических факторов на здоровье человека.

41. Природные экосистемы Земли (наземные, пресноводные, морские).

42. Экологическое образование, воспитание и культура.

43. Экологические катастрофы.

44. Экологические законы.

45. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе.

46. Концепция экологической безопасности.

47. Экологические проблемы современного мира.

48. Экология и национальная безопасность России.

49. Экологический мониторинг.

50. Принципы и основные направления рационального природопользования.

51. Планета выживет. А вот человечество…

52. Экологическая ситуация в регионе.

53. Ликвидация последствий чрезвычайных экологических ситуаций.

54. Экологическая культура человека.

55. Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды.

56. Деятельность общественных экологических организаций.

57. Проблемы Мирового океана.

58. Аральское море…

59. Рукотворные катастрофы.

60. Загрязнение природной среды и здоровье человека.

61. Воздух и человек.

62. Вода и человек.

63. Растения, почва и жизнь человека.

64. Животные и экология.

65. Экологические проблемы выживания (транспорт, шум, излучения и человек.)

66. Химия в быту.

67. Как защитить себя от опасных веществ в быту (тяжелые металлы, летучие органические вещества, продукты сгорания, пыль в вашем доме, бактерии, моющие и чистящие вещества…)

68. Радиация и человек.

69. Экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

70. Экологические проблемы народонаселения.

71. Демографический кризис в России.

72. Чем грозит вмешательство человека в дела природы.

73. Экологическое законодательство.

74. Эстетические аспекты экологии.

75. Экологическая стандартизация и паспортизация.

76. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.

77. Очистка окружающей среды от антропогенных отходов.

78. Экологические стандарты и нормативы.

79. Средства защиты окружающей среды от вредных факторов.

80. Анализ возможных взаимосвязей между разливом нефти в Мексиканском заливе и аномально жарким летом в России 2010 г.

81. Городские отходы.

82. Опустынивание.

83. Озеро Байкал.

84. Нетрадиционные источники энергии.

85. Невозобновимые ресурсы.

86. Мировые ресурсы, добыча алмазов и драгоценных металлов

87. Меры защиты здоровья при нарушении экологического равновесия в нашем городе

88. Вредные и опасные факторы в Вычислительном Центре

89. Компьютер в современном офисе и его экологическая безопасность

90. Запасы и проблемы пресной воды

 

 

3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц

Приведена в таблице (Приложение 2).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: