Содержание птиц в живом уголке

В уголке природы целесообразно содержать декоративных птиц: волнистых попугайчиков, канареек; из зерноядных дубоноса, клеста, снегиря, голубя. Зимой, во время бескормицы, в уголок природы можно помещать полезных птиц: чижа, щегла, чечетку. Весной их надо обязательно выпускать на волю. Они вьют гнезда, выводят и выкармливают своих птенцов насекомыми.

Для птиц нужны чистые помещения, хорошо организованный уход, правильный подбор кормов. Мелких птиц держат в клетках, крупных ― в садках или вольерах.

Клетки для птиц должны быть простые, без всяких украшений, лучше четырехугольные, с куполообразным или плоским верхом. Дно клетки делают двойное: нижнее неподвижное ― из досок или фанеры, а выдвижное ― из оцинкованного железа, с деревянными бортиками; стенка и потолок клеток ― из металлических прутьев, укрепленных на деревянном каркасе. Расстояние между прутиками обычно 10―12 мм. В клетке укрепляют 3―5 жердочек, которые делают из гладко выструганных палочек диаметром 6―8 мм, чтобы птица могла плотно обхватывать их пальцами на три четверти. Располагают жердочки так, чтобы они не приходились над кормушкой и поилкой.

Размеры клеток зависят от величины птиц и их поведения. Наиболее распространенными являются такие размеры: для скворца―100х45х50 см; для чижа, щегла и снегиря ― 40х30х35 см. На дно клетки насыпают чистый сухой песок слоем около 0,5―1 см. Кормушкой может служить поддонник цветочного горшка. Корм в нее нужно класть не реже двух раз в день. В клетках должна быть и поилка. Раз, а летом два раза в день в нее наливают чистую свежую воду.

Ежедневно в клетку вносят купальню с водой и убирают, после того как ее обитатели выкупаются. Полезно - иногда выпускать птиц в комнату, приучая их купаться в ванночке, которую ставят на пол.

Чистота клетки — одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Уборку клетки производят ежедневно. Споласкивают теплой водой и вытирают насухо поилки и кормушки. Раза два в месяц производят уборку клетки с полной сменой песка и обтиранием всех ее деревянных частей влажной тряпкой. Клетку лучше всего вешать на стенку, которая по утрам освещается солнцем. Против клетки не должно быть форточек, так как птицы не переносят сквозняков.

Садки делают из просторного ящика с выдвигающимся дном. Одну из его стенок затягивают сеткой, а в другой прорезают дверцы. На дно насыпают сухие опилки. Все щели замазывают известкой, чтобы в них не заводились паразиты.

Вольера состоит из пяти рам, обтянутых сеткой, с дверцей а одной из них. Дно делают двойное (чтобы выдвигалось). В вольеру помещают ветки, укрепляют жердочки. Очень часто вольеру ставят на шкафчик высотой 45 см, в котором можно хранить предметы ухода за птицами. В садках и вольерах устраивают гнезда (ящик или корзинка с сеном).

Следующим условием содержания птиц является правильная организация их кормления. Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм дается один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кормушки. Всем птицам следует давать зеленый овес, побеги традесканции, аспарагуса, минеральные корма — марганцевокислый калий (давать 2—3 раза в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), немного дробленого древесного угля, поваренной соли (давать один раз в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), толченую скорлупу яиц, особенно тем птицам, которые размножаются в неволе. Норму кормов необходимо устанавливать опытным путем, помня, что лучше всего давать несколько больше корма, чем его может съесть птица. В среднем для птиц суточная норма смеси кормов составляет 20—40 г.

 
Содержание земноводных и пресмыкающихся

В уголке природы пресмыкающихся и земноводных содержат в террариумах. Кроме террариумов, можно приспособить различные сосуды, старые аквариумы. Сверху их надо завязать марлей или закрыть куском металлической сетки с мелкими ячейками. Террариумы устраивают с учетом экологии животных.

В террариумах для сухопутной черепахи, ящерицы, жабы, травяной лягушки дно засыпается землей и песком толщиной 5—6 см. Большая часть террариума засаживается дерновинками травы, небольшими кустиками подорожника. Хорошо положить один-два плоских камня. Водоем в террариуме заменяет небольшая чашечка с водой. Для жабы, сухопутной черепахи нужно устроить домик-убежище из черепков цветочных горшочков. Зимой траву заменяют комнатными растениями с узкими длинными листьями, всходами овса, салата.

В террариуме, где содержатся болотные черепахи, дно засыпается преимущественно песком. Большое место отводится водоему, который с краями вкапывают в песок. Хорошо водоем окружить мелкими камешками, плотными дерновинками мха, местами посадить болотистые растения. Зимой их заменяют комнатные растения — циперус, папоротник, традесканция. В террариуме нужно поддерживать влажность. Ежедневно доливать воду в водоем, опрыскивать посаженные растения. Террариум не следует ставить на слишком яркое солнце.

Уход за террариумом не представляет сложности. Вода в водоеме время от времени сменяется, причем чашечка для воды обмывается. Необходимо по мере загрязнения чистить поверхность грунта, стенки террариума, раза 2—3 в год следует проводить тщательную уборку террариума. За высаженными в террариуме растениями осуществляется такой же уход, как и за комнатными. Обитатели- террариума при низких температурах воздуха теряют подвижность и не принимают пищу. В это время террариум необходимо ставить у батареи или обогревать электрическими лампочками. Животных полезно купать в слабом растворе марганцево-кислого калия при температуре 25—30 °С в течение 20—30 с без погружения головы.

Если в уголке природы нельзя создать соответствующие условия для лягушек, жаб, ящериц, то их следует осенью выпустить на волю, чтобы сохранить им жизнь.

Обитателей террариума кормят 2—3 раза в неделю летом и не чаще раза в неделю зимой. Лучше кормить реже, но неторопливо и основательно.

Содержание рыбок

Аквариум с чистой водой, разнообразными растениями и нарядными рыбками становится подлинным украшением уголка природы.

Кроме готовых аквариумов, можно использовать самую разнообразную стеклянную посуду с прозрачными стеклами. Для детского сада лучше приобрести аквариум четырехугольной формы. Очень важно правильно его зарядить. Прежде всего его надо тщательно вымыть водой с раствором марганцовокислого калия и насухо вытереть. На дно насыпать слоем 4—5 см крупный речной песок, прокаленный и промытый до такого состояния, чтобы щепотка его, брошенная в стакан с водой, не давала мути. Насыпают песок в аквариум наклонно к переднему стеклу, что создает удобства для его очистки. Большое значение для создания нормального микроклимата в аквариуме имеют водные растения. Следует подбирать растения неприхотливые, легкоукореняющиеся, хорошо обогащающие воду кислородом. Большинство растений из водоемов средней полосы малопригодны для аквариума, так как погибают зимой. Чаще всего с этой целью используют южные водные вечнозеленые растения. Наполненный водой аквариум покрывают стеклом для защиты от пыли. Между стеклом и аквариумом оставляют небольшой зазор (около 1 см) для обеспечения циркуляции воздуха. Аквариум требует постоянных забот о его сохранении. Растения разрастаются, преобразуя углекислоту и выделяя кислород только на свету. Поэтому аквариум должен быть хорошо освещен. Если естественного света недостаточно, нужно использовать электрическую лампу.

Решающее значение в поддержании нормального режима имеет правильно и своевременно проводимая уборка аквариума. Ежедневно после кормления рыбок нужно удалять остатки скоропортящегося корма, стирать с аквариума оседающую снаружи пыль. Один-два раза в месяц аквариум следует чистить и частично менять воду. По мере испарения воду также нужно подливать. Полную смену воды с промывкой песка, стекол, высадкой растений проводят в редких случаях.

Кормить рыбок следует в одно и то же время. Зимой — один раз в день, летом — два раза. Лучший живой корм — дафнии, циклопы, мотыль, черви. Сухой корм надо использовать в ограниченном количестве.

 
Содержание животных на участке детского сада

Исходя из образовательно-воспитательных задач, стоящих перед детским садом, на земельном участке надо иметь несколько кроликов и кур.

Держат кур в птичниках с насестами, на которых они сидят. Для откладки яиц делают специальные гнезда. В детском саду для кур на сухом месте земельного участка строят птичник площадью 1,5―2 кв. м, высотой 2 м. В нем делают окно, дверь и четырехугольный лаз (размером 30х30 см). Помещение должно быть теплым (не ниже 0° зимой) и чистым.

В курятнике устраивают насесты толщиной 4 см на расстоянии 30 см друг от друга. Размещают птиц из расчета 3―4 на 1 кв. м площади пола.

Кормят кур 3―4 раза в сутки, через равные промежутки времени, в одни и те же часы. Утром дают зерновой корм (овес, кукуруза, просо, ячмень), насыпая его летом в кормушки, а зимой в подстилку, чтобы куры, разрывая ее, двигались; в 10―11 часов птица получает проращенный овес или крапиву, мелко нарезанные корнеплоды; в 13―14 часов ―мучную смесь во влажном виде; на ночь опять дают зерновой корм. Чтобы куры больше двигались, пищу ― свеклу, проращенный овес ― подвешивают к стенкам помещения на такой высоте, чтобы птица, доставая ее, подпрыгивала. В корм можно давать и различных насекомых-вредителей (долгоносиков, майских жуков, гусениц и др.). Убирают птичник сразу же после утреннего кормления: чистят насесты, сменяют под ними подстилку, очищают кормушки от остатков корма, промывают поилки.

Для содержания кроликов лучше брать породы, неприхотливые в отношении пищи и содержания. Кролики не боятся холода, но не выносят сквозняков. Содержать их можно в специально построенных клетках на открытом воздухе (рис. 32). Высота клетки ― 60―70 см, площадь пола― 125х70 см. Кроликов кормят морковью, свеклой, капустой, травой.

 

 

5. Участок дошкольного учреждения как база эколого-педагогической работы.

 

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

Участок — это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т. д., что необходимо предусмотреть при его организации.

Участок детского сада должен отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. Норма площади на ребенка 35—45 м2. В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится детский сад.

На участке располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных и птиц.

На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные "экологические пространства", которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей.

 
«Хвойный бор» получится, если небольшое свободное и светлое пространство засадить хвойными деревьями - елью и сосной. Со временем под ними образуется кислая земля, пригодная для некоторых видов комнатных растений. В бору можно наблюдать за елками, проводить зимние праздники. В нем сложится своя экосистема, определяемая хвойными деревьями: шишки привлекут клестов, дятлов, появятся насекомые, мхи и лишайники покроют почву, приживутся кислица, перелеска, плаун, а также черника, копытень (если их специально посадить). Копытень зимует под снегом с живыми листьями - это интересное явление можно показывать детям. Рядом с елью и сосной целесообразно посадить лиственницу - красивое и необычное в познавательном отношении дерево. Но наибольшая ценность "хвойного бора" заключается в его оздоровительных свойствах - в выделении хвойными деревьями фитонцидов, очищающих воздух от болезнетворных бактерий. Прогулки в бору и вблизи него хорошо влияют на здоровье детей.

Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но они способны выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. Урожай, который можно собрать в огороде и саду в городе, не пригоден для питания детей из-за почвенного загрязнения, но он вполне пригоден для кормления животных, которые содержатся в дошкольном учреждении. На огороде следует отдать предпочтение кормовым корнеплодам, кукурузе, быстро растущему салату, хотя для того, чтобы обучить детей выращивать, подходят любые растения. Целесообразно устроить миниполе со злаковыми культурами, прежде всего овсом, который в больших количествах необходим в зимнее время для кормления животных. Фруктовый сад - это всегда красивое зрелище; кроме того, его плоды привлекают птиц, поэтому с детьми круглый год можно проводить познавательные и трудовые мероприятия.

На большом участке детского сада в одном из тихих уголков можно устроить площадку природы, на которой будут сосредоточены разные сооружения и объекты природы: птичий столб, небольшой домик-сарай с выгулом для летнего содержания каких-либо животных, бассейн или ручеек с водой для игр и опытов, композиции из цветущих растений. Птичий столб высотой 3-4,5 метра устанавливается в центре площадки, на нем крепятся две стационарные кормушки для подкормки птиц, вверху - домик для гнездования, на земле вокруг столба - желоб для воды (это летний птичий водопой). Такой столб функционирует круглый год - зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, весной кто-нибудь устроит гнездо в домике и станет выводить птенцов, а в холодное время от непогоды в нем будут прятаться воробьи. Птичий столб поможет в организации наблюдений интересных явлений неживой природы: если на его вершине установить флюгер, то можно замечать направление ветра; если вокруг столба и желоба утрамбованная площадка, тогда в солнечный день на ней можно фиксировать перемещение тени столба, т.е. движение солнца. Дошкольники небольшими группами могут приходить на площадку для наблюдений, спокойных игр с водой, выгула и пастьбы животных.

На территории детского сада можно создать миниферму, фитополяну, «уголок нетронутой природы», экологическую тропу или зеленый маршрут - эти «экологические пространства» позволят проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

В каждом дошкольном учреждении в зависимости от возможностей помещения и территории зеленую зону можно организовать по-своему. Но обязательными для любого детского сада должны быть цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом.

Цветников должно быть много:

- при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение;

- на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение;

- на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. Если пространство небольшое, предпочтительнее вертикальное озеленение: например, декоративная фасоль, цветущий горошек подходят для оформления беседок на групповых участках.

 

 

6. Значение участка, его озеленение. Цветник, его планирование, выбор культур. Огород, его планирование, выбор культур.

Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность, солнечная радиация.

 
При выборе растений и места их расположения нужно учитывать их биологические особенности. Деревья и кустарники надо сажать жизнестойкие в данных климатических условиях, с красивыми листьями или цветами, съедобными или интересными плодами, с которыми дети могут играть.

При планировке участка необходимо бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следует. Если деревья затеняют здание, лучше пересадить их в другое место. С разрешения местного общества охраны природы можно удалить с участка деревья и кустарники, если они по какой-то причине (ядовиты, имеют колючки) опасны для здоровья детей.

При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка, следует учитывать следующие требования:

- для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения;

- они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.

Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.

Деревья размещают группами, аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев и кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек, возле плескательного бассейна. Деревья, посаженные группой, дают тень в течение всего дня, защищают детей от солнца.

Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов. Вместе с тем необходимо продумать удобное место для деревьев, за которыми дети будут наблюдать в течение всего года. К этим деревьям должны быть удобные подход и место, где можно расположить всех детей во время наблюдения.

Деревья, рекомендуемые для посадок в средней полосе: береза (пушистая, бородавчатая), клен (остролистный; ясенелистный, татарский), липа мелколистная, тополь душистый, дуб, ясень, рябина, ель обыкновенная, лиственница европейская. В южных районах страны — тополь (серебристый, пирамидальный), бук, лесной дуб (австрийский, скальный), граб обыкновенный, шелковица, каштан конский, платан кленолистный и т. д. В юго-восточных районах хорошо растут береза, гледичия, дерн красный, ильм и т. д. На севере — береза (пушистая, извилистая, субарктическая), ель сибирская, тополь (берлинский, чернеющий), рябина гладковатая, можжевельник, ива Кольская, лиственница даурская и т. д.

Кроме деревьев, на участке детского сада выращивают различные кустарники: сирень (обыкновенная и венгерская), садовый жасмин, бересклет бородавчатый, облепиха, калина обыкновенная, жимолость (обыкновенная, кавказская, татарская, каприфоль), спирея, форзиция и т. д.

При посадках учитывают ориентацию окон групповых помещений, веранд. В средней полосе, где помещение не требует защиты от солнечных лучей, а также с южной, юго-восточной и юго-западной сторон необходимо сажать лиственные деревья на расстоянии не менее пятикратной их высоты. При ориентации окон на восток — на расстоянии высоты полного роста дерева.

В южных районах, где помещение необходимо затенять, чтобы защитить его от перегревания, деревья и высокие кустарники следует размещать ближе к зданию.

Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди 0,75—1,0 м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда. Для живой изгороди рекомендуется использовать такие деревья: бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня и т. д.; кустарники: акация (желтая, белая), лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкновенный), боярышник, кизильник блестящий и т. д.

Групповые участки отделяют друг от друга также зеленой изгородью.

В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиеся растения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки (перголы) для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр и занятий детей, защитить их от ветра.

Для вертикального озеленения широко используются виноград (дикий, амурский), жимолость (каприфоль), клематисы, а также травянистые растения — душистый горошек, ипомея, бобы садовые, настурция.

 
Планировка цветников.

При планировке цветника нужно максимально использовать площадь участка, оставляя место для свободной деятельности детей: игр, наблюдений, развлечений, спорта.

Планировка цветников зависит от условий каждого детского сада. Там, где имеется достаточно земельной площади, устраивают большой цветник, за которым обычно ухаживают взрослые и старшие дошкольники, и разбивают по одной-две клумбы или рабатки на участках каждой группы.

Клумбы можно делать разной формы (круглые, треугольные, звездообразные), но они должны быть такого размера, чтобы ребенок мог достать рукой до их середины,― диаметром не больше 70 см.

Рабатки ― узкие длинные цветочные грядки прямоугольной формы ―располагают вдоль дорожек игровых площадок, около построек. Ширина рабаток может быть 50―80 см, длина ― от 2 м и больше.

Дорожки в цветнике делают шириной 1 ― 1,5 м, слегка выпуклыми к середине, хорошо утоптанными; их посыпают песком или засевают зеленым газоном.

Прежде чем разбить цветник, измеряют отведенный под него участок и на бумаге чертят план. На плане отмечают клумбы, рабатки, дорожки и места посадки кустарников.

Клумбы и рабатки намечают на земле при помощи шнура и колышков. Для вычерчивания круглой клумбы в ее будущем центре вбивают колышек; на него надевают петлю шнура, длина которого равна радиусу клумбы; на другой конец шнура привязывают второй колышек и обводят им круг. После того как намечены клумбы и рабатки, их перекапывают и разравнивают граблями. Клумбы и рабатки должны быть на 5 см выше дорожек. Бока их отбивают тыльной стороной грабель.

Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эстетическом воспитании детей: продумать сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве. Существуют различные виды посадок декоративных цветущих растений, многие из которых могут быть использованы в озеленении участков детских садов. Цветущие растения лучше располагать в декоративных группах вдоль дорожек, ведущих к зданию детского сада, к групповым участкам. Вдоль дорожек разбивают бордюры — обрамленные полосы — шириной 30—50 см и рабатки.

Удлиненные полосы от 0,5 до 1 м ширины — рабатки — засаживаются одним видом растений или несколькими, расположенными полосами. Растения в композиции подбирают с учетом совместимости их требований к почве, влаге и освещенности. Для того чтобы растения не затеняли друг друга, высокие следует размещать на заднем плане или с северной стороны. На переднем плане размещают самые низкие.

Необходимо предусмотреть сочетание окраски цветков одновременно цветущих растений. Рекомендуется избегать сочетания розовых и малиновых с красными и оранжевыми, голубых и синих с сиреневыми и лиловыми. Не следует забывать о форме и окраске листвы: растения с разрезными листьями лучше перемежать с крупными цельными или линейными листьями.

Рекомендуются посадки цветущих растений и в виде партера. (Это цветочный квадрат или прямоугольник, засаженный одинаковыми цветами). Практикуется сочетание однолетних или двулетних низкорослых растений с вьющимися (лазающими). Это могут быть клематис, лоза дикого винограда, ипомея, душистый горошек, плетистая роза.

Не следует стремиться к широкому ассортименту растений, особенно при ограниченных размерах цветника. Лучше подобрать несколько видов, хорошо растущих в определенном климате, не слишком прихотливых и сохраняющих декоративность в течение всего сезона.

Подбор растений для цветника. Для цветника необходимо подобрать растения, которые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени. Непрерывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Для цветника надо подбирать такие растения, которые не требуют сложного ухода, дают разнообразные по окраске и форме цветы с приятным запахом, яркую зелень.

Для того чтобы указанные условия были соблюдены, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения (последних должно быть больше).

Однолетние растения вырастают, зацветают, дают зрелые семена и отмирают в год посева (бархатцы, ноготки, петуния, душистый табак, космея, лобелия, мак, настурция, календула, львиный зев и т. д.).

Двулетние растения при посеве (весной, летом) зимуют в грунте и зацветают ранней весной следующего года. К ним относятся анютины глазки (виола), гвоздика турецкая, маргаритка, незабудка и т. д.

Многолетние растения — это растения, живущие несколько лет. Они чаще всего неприхотливы, многие из них цветут ранней весной еще до всходов летников (крокус, мускари, тюльпан, нарцисс, примула). Они легко размножаются вегетативным путем. К многолетникам относятся флокс, незабудки, золотые шары, топинамбуры (земляные груши, плоды которых можно давать животным), простые сорта лилий, ирисов, пионов, рудбекия, георгина, ирис, люпин, гладиолус и т. д.

 
Многолетние и однолетние цветы размещают вдоль здания, около групповых площадок на рабатках, клумбах, на газоне около групп деревьев, на лужайках среди газона. При размещении растений на рабатках, на газонах, вблизи кустарников нужно учитывать время цветения растений, чтобы в данном месте всегда были цветы. Так, например, нарциссы, тюльпаны, цветущие весной, сажают в сочетании с поздно цветущими многолетниками и однолетниками (астрами, львиным зевом, флоксами).

Между пионами, цветущими в первой половине лета, хорошо сажать гладиолусы или многолетние флоксы. Георгины помещают с многолетниками, однолетниками, цветущими в первую половину лета. Для длительного цветения некоторых растений нужно срезать расцветшие или расцветающие цветы и использовать их для украшения комнат. В воде долго сохраняют декоративный вид срезанные нарциссы, дельфиниум, флоксы, гладиолусы.

На площадках средних и младших групп выращивают растения, не требующие сложного ухода, долгоцветущие, с крупными различной окраски цветами и названиями, которые дети легко выговаривают (анютины глазки, маргаритки, настурции, ноготки, астры).

Цветущих растений должно быть много, особенно весной и в начале лета, когда дети еще не разошлись на летний отдых, и в сентябре, когда формируются группы, приходят новые дети и все возвращаются после летнего отдыха.

Огород

На участке отводится место для огорода, который является общим для всех детей. Только для малышей создаются собственные грядки, примыкающие к их участкам.

Чтобы получить хороший урожай овощей, надо создать условия, при которых они наиболее успешно растут и развиваются. Это наличие определенного количества света, тепла, воды, минеральных солей и воздуха. Лучше всего выращивать овощные растения на открытых, доступных солнечному свету участках. Место для огорода выбирают на открытом, не затененном пространстве, ближе к хозяйственному двору.

Площадь огорода рассчитывается из расчета 0,5 м2 на ребенка (для старших детей несколько больше). Грядки разбиваются шириной 60—70 см, чтобы детям было удобно доставать рукой до середины. Длина грядки 2,5—3 м. Между грядками оставляют расстояние шириной 50 см. Прокладывают маршрутную дорожку шириной не менее 1 м, чтобы детям было удобно проходить к грядкам, а воспитателю проводить занятия, коллективные наблюдения. Рекомендуется отвести место, где можно поставить стол и скамейки.

На огороде выращивают районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдений.

Для огорода детей младших групп выбирают быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис. Воспитанники старшей группы могут посадить для малышей морковь, укроп, репу, салат.

В средней группе ребята выращивают те же огородные культуры. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, об их особенностях следует дополнительно посадить разные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачка, баклажана, арбуза.

На своем огороде старшие дошкольники выращивают такие овощные культуры: зеленные (щавель, укроп, салат, ревень, артишок, спаржа), пряно-вкусовые (мята перечная, тмин, любисток и т. д.), луковые (лук-батун, лук репчатый, шнитт-лук, чеснок), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная и т. д.), плодовые (арбуз, баклажан, кабачок, дыня, огурец, томат, перец, тыква и т. д.), корне- и клубнеплоды (морковь, репа, редис, свекла, брюква, картофель), бобовые и кукуруза (горох, фасоль, сахарная кукуруза).

На огороде детского сада желательно выделить место для выращивания хлебных культур. Рекомендуется сеять пшеницу, рожь, овес, ячмень или другие злаковые культуры.

 

7.

 
Создание и использование экологической тропы в ДОУ.

Одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы - учебного специально оборудованного маршрута на природе. Создание экологической тропы в современной практике экологического воспитания в ДОУ играет огромную роль. Экологические тропы выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-об­разовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родите­лями детей.

Само название - «экологическая тропа» можно понимать, как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Главная задача тропы – пробудить у ребенка любовь к природе. На экологической тропе дети могут глубже и на наглядной основе изучать, любить и беречь природу, через тропу дети учатся оценивать воздействие человека на природу, через тропу воспитывается экологическая культура поведения детей, как часть общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, необходимо помнить о том, что экологическая тропинка - это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Так, например, старые, поваленные деревья, пеньки, сухие листья и т.п. могут служить точками для интереснейших наблюдений. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано и на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.

Можно выделить три основных типа экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения; в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.); в здании детского сада.

Обычно в дошкольном учреждении создают одну, максимум две экологические тропинки.

Специфика экологической тро­пы на территории ДОУ в том, что общая протяженность ее небольшая, и основ­ная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста.

Согласно существующим рекомендациям, тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ландшафтов, например: берег реки, холм, выраженный участок луга и т.д. В условиях детского сада такое разнообразие создается искусственно. На тропе также рекомендуется иметь большое разнообразие растений, т.к. чем больше растений, тем больше и разнообразие животных, потому что животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

Любая экологическая тропинка состоит из видовых точек, или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога. В качестве видовых точек экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, родники и т.п.

Видовыми точками могут стать:

- Отдельные растения - старые и молодые деревья, кустарники разных родов и видов; экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (например, деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей стволом); растения с разными по размеру (крупными и мелкими), форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п.), цвету (светло-зелеными и темно-зелеными), характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) листьями; сухие старые деревья (как еще стоящие, так и уже лежащие на земле), пни; крупные травянистые растения (лопух, крапива).

 
- Сообщества растений - фрагменты ландшафтов луговой, лесной растительности с их наиболее характерными представителями. Это могут быть как дикорастущие заросли, так и растения, специально посаженные педагогами и детьми. На территории детского сада можно обнаружить полянки одуванчиков, заросли подорожника, птичьей травы (горца почечуйного) и других видов. У водоема обитают разнообразные прибрежные растения. К таким же точкам можно отнести искусственные сообщества растений — участки сада, огорода.

- Участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности - естественные и искусственные гнездовья, кормушки (включая «птичьи столбы»), муравейники, кротовины, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемой ими земли; сезонные скопления насекомых (например, весной можно наблюдать за клопами-«солдатиками»), обитателей пруда или озера, реки.

- Участки с интересными объектами неживой природы — овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки (для наблюдений) и тоже в определенных местах. А весной хорошо выделить участок для наблюдения за сосульками.

- Специально оборудованные площадки: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега), высотой стояния Солнца (солнечные часы); поляна сказок (сказочные скульптуры, строения).

- Птичья столовая с кормушками.

- Клумбы - обычные и особого назначения (с растениями-часами, растениями-барометрами).

- Огород с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур («поля»), в северных районах — теплицы.

- Участки с хорошо заметными следами влияния человека (как положительного, так и отрицательного): места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки, пляжи и т.п.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов;

- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;

- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Создание тропы начинается с разработки маршрута на бу­маге и планирования экологических объектов. На большом ватмане рисуется подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты (небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, аллея, де­ревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посад­ки (сад, розарий, клумба) и т.д). Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для обо­рудования новых экологических объектов тропы. Их обме­ряют, обозначают на плане. От объекта к объекту проклады­вают дорожку. Таким образом, создается картосхема экологической фоны, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и над­писями.

Картосхема — обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми. Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией - дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Для этого лучше использовать символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного - в зеленый, пищевого - в синий.

 
Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя (Боровичка, Лесовичка и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках.

Николаева С.Н. в своей книге «Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников» рекомендует вдоль тропы или вблизи от нее:

1. Посадить типичные для данной местности деревья и ку­сты, что поможет показать детям многообразие растительно­го мира.

2. Возле хвойных деревьев, если такие имеются на участ­ке, посадить новые виды - в комплексе дети смогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, кедр, пихту. Особый интерес для дошкольников представляет листвен­ница, имеющая сходство и с лиственными, и с хвойными де­ревьями. Можно посадить 2-3 дерева.

3. Посадить экзотическое (не характерное для данной ме­стности) древесное растение: каштан, белую акацию, пира­мидальный тополь, тую и т.д.

4. При необходимости спилить старый тополь, нужно ос­тавить пень высотой 40-50см, а рядом на земле положить часть ствола (1 - 1,5 м), тогда может появиться молодая по­росль. Если же остатки дерева будут разрушаться, то они ста­нут местом обитания новых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) - оба явления интересны детям для на­блюдения.

5. Устроить фитоогород — посадить лекарственные травы (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.).

6. Посадить редкие, исчезающие растения, занесенные в Красную книгу или охраняемые.

7. Под старой елью (если такая есть) устроить «барометр»: на пересечении с нижней веткой укрепить в земле стойку с условными делениями - место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деления, показывающие сухость возду­ха, вниз - его насыщенность влагой. Всякий раз, когда сто­ит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под ее тяжестью опускается вниз, и, наоборот, в сухую погоду под­нимается выше нулевой отметки. Это свойство ели и дает повод сделать такой «барометр».

8. Спланировать рябиновую аллею: неприхотливое, краси­вое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабо видящие де­ти) - пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растени­ями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выяв­лять и учитывать, кто, где и когда появляется на участке дет­ского сада. Это могут быть различные объекты, например:

1. Под березой или сосной в земле может быть муравей­ник. Отсутствие наземной части муравейника делает его не­заметным. Необходимо оградить это место и пометить его на картосхеме.

2. На лужайке или клумбе в теплое время года будут раз­нообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) — это тоже объект для наблюдения детей. Один-два больших камня станут прибежищем для жуков. Отвернув камень, мож­но увидеть большую черную жужелицу или другого жука.

3. В почве живут дождевые черви. Их норки под припод­нятыми кусочками земли можно обнаружить на лугу, среди посадок деревьев. Эти места можно пометить на картосхеме.

4. Хорошим объектом экологической фоны являются ме­ста, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы сви­ли гнезда или заселили скворечники; просматриваемые уча­стки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания.

Помимо объектов растительного и животного мира на тро­пе могут быть места, предназначенные для какой-либо дея­тельности детей и взрослых:

1. Избушка Айболита (станция «скорой помощи») - мес­то хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор и др.).

 
2. Площадка для отдыха - последний объект тропы, обо­рудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делят­ся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготов­лением поделок из природного материала, изодеятельностью.

При оформлении экологической тропы по возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, то не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: