Накануне школы обогащение представлений детей о природе по-прежнему остается для воспитателя важной задачей. Вместе с тем накопленные детьми знания о растениях, животных, опыт практической деятельности по уходу за живыми существами, их выращиванию систематизируются и обобщаются.
Основными формами работы летом в подготовительной к школе группе являются наблюдения и труд в уголке природы и на участке, а также прогулки и экскурсии за его пределами.
В уголке природы летом дети продолжают осуществлять уход за комнатными растениями и животными — птицами, рыбами, зверьками. Изменение условий жизни летом требует уточнения способов ухода за живыми объектами. Многим растениям необходимо увеличить количество влаги и света, чтобы они активно росли и цвели. Следует обогатить рацион многих животных за счет включения в пищу свежих трав, плодов. Воспитатель учит детей более внимательно относиться к растениям и животным, отмечать изменения в их внешнем виде, состоянии, активности, устанавливать причины происшедших перемен (хороший или плохой уход, соответствие или несоответствие условий потребностям живых объектов).
|
|
Летом изменения в росте и развитии комнатных растений наиболее заметны. Воспитатель использует это время для организации наблюдений за ними. Наблюдения могут быть организованы как индивидуально, так и с подгруппой детей. Можно поручить ухаживать и наблюдать за одним или несколькими быстроразвивающимися растениями двум-трем детям. Это укрепляет представления детей о том, что хороший уход способствует лучшему росту растений, вызывает уверенность в своих силах, повышает интерес к растениям. Такие наблюдения хорошо сопровождать зарисовками, отражающими способы ухода и изменения, происходящие с растениями под их непосредственным воздействием.
На некоторое время (1—2 дня — неделя) в уголок природы могут вноситься временные обитатели, например лягушка. При этом уточняются представления детей о внешнем виде животного, устанавливаются связи, характеризующие его приспособления к условиям среды, к удовлетворению основных потребностей (в воздухе, пище, месте обитания и т. д.). Жизнь временных обитателей в уголке природы должна быть максимально приближена к существованию в естественных условиях. Следует в процессе наблюдений и ухода подвести детей к пониманию необходимости выпустить животное на волю, чтобы сохранить его жизнь.