Порядок возмещения экологического вреда. Оценка экологического вреда и способы возмещения

По общему правилу ГК РФ и в соответствии с экологическим законодательством возмещение экологического вреда производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке искового судопроизводства.

В соответствии со ст. 6, 7, И, 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право предъявления исков в суд о возмещении вреда окружающей среде имеют органы государственной власти РФ,субъектов РФ,граждане и общ.объединения граждан.

Административный порядок привлечения к ответственности за причинение экологического вреда повреждением либо уничтожением государственных природных объектов определен Методическими указаниями по опенке и возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде экологическим правонарушением, утвержденными 6 сентября 1999 г. Председателем Госкомэкологии РФ1. В соответствии с данным актом первичным документом является протокол об экологическом правонарушении. Наряду с прочими необходимыми данными в протоколе указываются сведения о размерах воздействия на окружающую среду. После рассмотрения дела об экологическом правонарушении должностное лицо уполномоченного органа (комиссия) выносит Постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, к которому прилагается Акт о размерах причиненных убытков. При неисполнении правонарушителем требований о возмещении вреда в соответствии с вынесенным Постановлением уполномоченные государственные органы могут предъявлять в суд или арбитражный суд иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

 

В соответствии со ст. 77 и 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда производится путем компенсации фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (в денежной форме), либо посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (реальное возмещение вреда). Исходя из смысла ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» суду принадлежит право свободного выбора способа возмещения экологического вреда.

Суть проблемы заключается в том, что во многих случаях причинитель вреда объективно не способен восстановить нарушенные природные условия. Денежная компенсация становится наиболее удобным и поэтому часто используемым способом возмещения экологического вреда.

Используются два способа оценки причиненного вреда:

- исходя из понесенных фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также с проектами ре культивационных и иных восстановительных работ;

- при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Фактические затраты на восстановление рассчитываются путем калькуляции, т. е. путем сложения стоимости работ по восстановлению нарушенных природных условий.

Таксовый способ расчета причиненного вреда используется только при отсутствии возможности расчета фактических затрат на восстановление нарушенных природных условий.

Способ исчисления причиненного вреда на основе такс и метоДИК состоит в том, что в виде стандарта определяется сумма, которую причинитель вреда обязан уплатить за каждую единицу незаконно использованного,поврежденного природного объекта или добытого природного ресурса.

Таксы и методики установлены такими нормативными правовыми актами, как постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»1, и др.

Особенная часть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: