- Предмет и структура экологии.
- Место экологии в системе наук и значение её для общества.
- Основные понятия экологии (5-7 примеров).
- Понятия аут- дем- и синэкологии.
- Понятие экологического кризиса и его проявления.
- Экологические факторы среды, классификация.
- Абиотические факторы среды, их роль в жизни организмов.
- Биотические факторы среды, их роль в жизни организмов.
- Понятие лимитирующего фактора. Закон минимума.
- Отношение вида к экологическим факторам. Закон толерантности.
- Адаптации организмов к неблагоприятным условиям среды.
- Понятие популяции, свойства.
- Ареал обитания и пространственное распределение особей.
- Возрастная структура популяций; простая и сложная структура.
- Половая структура популяций.
- Этологическая структура популяций.
- Модель роста популяции. Сопротивление среды.
- Понятие выживаемости популяции. Типы кривых выживания.
- Экологические стратегии выживания.
- Гомеостаз популяции, регуляция численности.
- Понятие экосистемы. Структура.
- Способы питания организмов, трофические отношения.
- Трофическая структура экосистем, пищевая цепь.
- Правило 10%.
- Биологическая продуктивность экосистем. Виды продукции.
- Сукцессия и климакс экосистемы.
- Строение и состав биосферы.
- Большой (геологический) круговорот веществ в природе.
- Малый (биогеохимический) круговорот веществ в природе.
- Отличия живого вещества от неживого.
- Функции живого вещества на планете.
- Гипотезы происхождения жизни на планете.
- Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере.
- Человек как биологический вид и популяция.
- Природные ресурсы Земли, классификация.
- Функциональные типы экосистем (энергетический аспект).
- Загрязнение природной среды и здоровье человека.
- Экологические факторы городской среды, влияющие на здоровье человека.
- Патологии «образа жизни» и вызванные ими последствия для здоровья.
- Антропогенные экологические кризисы в истории человечества.
- Основные факторы деградации биосферы.
- Типы разрушающего воздействия цивилизации на биосферу.
- Проблема «демографического взрыва».
- Загрязнение окружающей среды и его последствия.
- Естественные (природные) загрязнения, классификация.
- Антропогенные загрязнения.
- Основные загрязняющие вещества и источники загрязнения.
- Проблема исчерпания природных ресурсов.
- Техногенные аварии и катастрофы.
- Прогнозы мирового развития.
Модули | Модуль 1 | Итоговый тестовый контроль | Итоговый контроль (зачет) | Сумма | |||||||||
Кол-во баллов за модуль | Модульн. контроль | ||||||||||||
Содержат. модули | СМ1 | СМ2 | СМ3 | ||||||||||
Кол-во баллов за содерж. модули | |||||||||||||
Кол-во баллов по видам работ | Л | СРС | КР - Тест | Л | СРС | КР - Тест | Л | СРС | КР - Тест | ||||
Из них: Активность на лекциях, промежуточный контроль | |||||||||||||
Активность на СЗ | |||||||||||||
Сам.работа |
УШ.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛЛОВ, КОТОРЫЕ ПРИСВАИВАЮТСЯ СТУДЕНТАМ
|
|
|
|
Х. ОЦЕНИВАНИЕ
Критерии оценивания активности на семинарских занятиях:
4 балла – выступление на семинаре, основанное на выполнении всех поставленных перед студентами задач, активное восприятие предлагаемой информации, участие в дискуссии по обсуждению проблем, вынесенных на семинар
3 балла – выступление на семинаре, основанное на выполнении большинства поставленных учебных задач, активное восприятие предлагаемой информации, использование при ее анализе знаний, умений и навыков, соответствующих содержанию изучаемого раздела и дисциплины в целом
2 балла - выступление на семинаре, основанное на выполнении основных поставленных учебных задач, низкий уровень активности при восприятии предлагаемой информации
1 балл - выступление на семинаре, основанное на выполнении лишь некоторых поставленных учебных задач, пассивное восприятие предлагаемой информации,
0 баллов – неготовность студента к семинарскому занятию.
Критерии оценивания самостоятельной работы:
0 баллов – работа не выполнена
2 балла - меньшая часть заданий выполнена с нарушениями
4 балла – работа выполнена с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников
6 баллов – работа выполнена с частичными нарушениями требований, но основная суть вопросов раскрыта
8 баллов - работа выполнена полностью, имеются незначительные нарушения требований
10 баллов – работа выполнена полностью, соответствует всем требованиям
Критерии оценивания успешности выполнения тестового контроля модулей курса:
0 - 1 балл - от 0 до 20% правильно выполненных заданий
2 балла - 21 - 40 % правильно выполненных заданий
3 балла - 41 - 60 % правильно выполненных заданий
4 баллов - 61 – 80 % правильно выполненных заданий
5 баллов – 81 – 100 % правильно выполненных заданий
Критерии оценивания успешности выполнения итогового тестового контроля (суммарно):
0 баллов - 0 -1 правильно выполненных заданий
1 балл – 2 - 3 правильно выполненных заданий
2 балла - 4 - 5 правильно выполненных заданий
3 балла - 6 – 7 правильно выполненных заданий
4 балла – 8 - 9 правильно выполненных заданий
5 баллов – 10 – 11 правильно выполненных заданий
6 баллов - 12 – 13 правильно выполненных заданий
7 баллов – 14 - 15 правильно выполненных заданий
8 балов - 16 - 17 правильно выполненных заданий
9 баллов - 18 – 19 правильно выполненных заданий
10 баллов – 20 - 21 правильно выполненных заданий
11 баллов - 22 – 23 правильно выполненных заданий
12 баллов - 24 – 25 правильно выполненных заданий
13 баллов - 26 – 27 правильно выполненных заданий
14 баллов – 28 - 29 правильно выполненных заданий
15 баллов - 30 правильно выполненных заданий
X. ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(источники, имеющиеся в библиотеке СГГУ)
- Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология.Учебник -М., 1998
- Боков В.А.,Лущин А.В.Основы экол.безопасности. –Симф.,1998.
- Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. – СПб., 1996.
- Горелов А.А. Экология. Уч. Пособие для вузов – М.:2001.
- Дуднікова І.І. Екологія і безпека життедіял.Довідник.- К.,2005
- Крисаченко В.С. Екологічна культура. Навч.посіб. –К.,1996
- Кучерявий В.П. Екологія. – Львів: Світ. -2000
- Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. – М., 2001.
- Радзиевский С.И. Основы экологии – Севастополь, 2005.
- Экология. Уч.пособие. – М.:Знание, 1999. – 288 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Батлук В.А. Основы экологии и охрана окружающей природной среды. Учебное пособие. – Львов: Афиша, 2001. – 335 с.
|
|
2. Бигон М., Харпер Дж., Таусенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества.1-2 тт. - М., 1989.
3. Вернадский В.И.(*) Автотрофность человечества. //Живое вещество и биосфера. – М., 1994.
4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.
5. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Т. 2. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1977.
6. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера – М.: Наука,1994. – 672 с.
7. Гиляров А.М. Популяционная экология. – М., 1990.
8. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М.: Изд-во Прогресс-Традиция, 2000. – 416 с.
9. Докучаев В.В. К учению о зонах природы. – М., 1954.
10. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. – М., 1984.
11. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. – М., 1979.
12. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д, «Феникс». – 2000.
13. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. – М., 1992.
14. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. в 2-х томах. – М., 1993.
15. Николайкин Н.И.и др. Экология: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 622 с.
16. Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. – Л., 1979.
17. Одум Ю. Экология (в 2-х томах), 1986.
18. Петров К.М. Общая экология. – СПб., 1997.
19. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. Тт. 1-4. – М., 1994.
20. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. – М., 1992.
21. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. – М., 1990.
22. Реймерс Н.Д. Экология. Теории, Законы, правила, принципы и гипотезы. – М., 1994.
23. Риклефс Р. Основы общей экологии. - М., 1979.
24. Стадницкий П.В., Родионов А.И. Экология. – СПб., 1995.
25. Сукачев В.Н. Основы теории биогеоценологии. – М., 1957.
26. Тимофеев-Ресовский Н.В. Популяции, биоценозы и биосфера земли. //Математическое моделирование в биологии. – М., 1975.
27. Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. – М., 1980.
28. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М., 1988.
29. Шилова Е.И., Банкина Т.А. Основы учения о биосфере. – СПб., 1994.
30. Интернет-ресурсы
* Могут использоваться издания классиков любых лет выпуска.
Дидактический материал
|
|
Видеофильмы
- Куда уехал лес? Он был ещё вчера. Док. Фильм В.Ловчинского. – Украина. – 2007. – 128 мин./ DVD диск.
- Чернобыль 20 лет спустя. Док. Фильм Ю.Шилоносова. – Россия.- 2006. -43 мин/ СД диск.
- Жизнь после людей (научный прогноз).2008: США – 1час 28 мин./ СД диск.