Уп. Вопросы итогового модульного контроля (зачёт)

 

  1. Предмет и структура экологии.
  2. Место экологии в системе наук и значение её для общества.
  3. Основные понятия экологии (5-7 примеров).
  4. Понятия аут- дем- и синэкологии.
  5. Понятие экологического кризиса и его проявления.
  6. Экологические факторы среды, классификация.
  7. Абиотические факторы среды, их роль в жизни организмов.
  8. Биотические факторы среды, их роль в жизни организмов.
  9. Понятие лимитирующего фактора. Закон минимума.
  10. Отношение вида к экологическим факторам. Закон толерантности.
  11. Адаптации организмов к неблагоприятным условиям среды.
  12. Понятие популяции, свойства.
  13. Ареал обитания и пространственное распределение особей.
  14. Возрастная структура популяций; простая и сложная структура.
  15. Половая структура популяций.
  16. Этологическая структура популяций.
  17. Модель роста популяции. Сопротивление среды.
  18. Понятие выживаемости популяции. Типы кривых выживания.
  19. Экологические стратегии выживания.
  20. Гомеостаз популяции, регуляция численности.
  21. Понятие экосистемы. Структура.
  22. Способы питания организмов, трофические отношения.
  23. Трофическая структура экосистем, пищевая цепь.
  24. Правило 10%.
  25. Биологическая продуктивность экосистем. Виды продукции.
  26. Сукцессия и климакс экосистемы.
  27. Строение и состав биосферы.
  28. Большой (геологический) круговорот веществ в природе.
  29. Малый (биогеохимический) круговорот веществ в природе.
  30. Отличия живого вещества от неживого.
  31. Функции живого вещества на планете.
  32. Гипотезы происхождения жизни на планете.
  33. Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере.
  34. Человек как биологический вид и популяция.
  35. Природные ресурсы Земли, классификация.
  36. Функциональные типы экосистем (энергетический аспект).
  37. Загрязнение природной среды и здоровье человека.
  38. Экологические факторы городской среды, влияющие на здоровье человека.
  39. Патологии «образа жизни» и вызванные ими последствия для здоровья.
  40. Антропогенные экологические кризисы в истории человечества.
  41. Основные факторы деградации биосферы.
  42. Типы разрушающего воздействия цивилизации на биосферу.
  43. Проблема «демографического взрыва».
  44. Загрязнение окружающей среды и его последствия.
  45. Естественные (природные) загрязнения, классификация.
  46. Антропогенные загрязнения.
  47. Основные загрязняющие вещества и источники загрязнения.
  48. Проблема исчерпания природных ресурсов.
  49. Техногенные аварии и катастрофы.
  50. Прогнозы мирового развития.
Модули Модуль 1 Итоговый тестовый контроль Итоговый контроль (зачет) Сумма
Кол-во баллов за модуль   Модульн. контроль
Содержат. модули СМ1 СМ2 СМ3
Кол-во баллов за содерж. модули      
Кол-во баллов по видам работ   Л СРС КР - Тест   Л СРС КР - Тест   Л СРС   КР - Тест        
Из них: Активность на лекциях, промежуточный контроль                    
Активность на СЗ                    
Сам.работа                    

УШ.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛЛОВ, КОТОРЫЕ ПРИСВАИВАЮТСЯ СТУДЕНТАМ

Х. ОЦЕНИВАНИЕ

Критерии оценивания активности на семинарских занятиях:

4 балла – выступление на семинаре, основанное на выполнении всех поставленных перед студентами задач, активное восприятие предлагаемой информации, участие в дискуссии по обсуждению проблем, вынесенных на семинар

3 балла – выступление на семинаре, основанное на выполнении большинства поставленных учебных задач, активное восприятие предлагаемой информации, использование при ее анализе знаний, умений и навыков, соответствующих содержанию изучаемого раздела и дисциплины в целом

2 балла - выступление на семинаре, основанное на выполнении основных поставленных учебных задач, низкий уровень активности при восприятии предлагаемой информации

1 балл - выступление на семинаре, основанное на выполнении лишь некоторых поставленных учебных задач, пассивное восприятие предлагаемой информации,

0 баллов – неготовность студента к семинарскому занятию.

Критерии оценивания самостоятельной работы:

0 баллов – работа не выполнена

2 балла - меньшая часть заданий выполнена с нарушениями

4 балла – работа выполнена с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников

6 баллов – работа выполнена с частичными нарушениями требований, но основная суть вопросов раскрыта

8 баллов - работа выполнена полностью, имеются незначительные нарушения требований

10 баллов – работа выполнена полностью, соответствует всем требованиям

Критерии оценивания успешности выполнения тестового контроля модулей курса:

0 - 1 балл - от 0 до 20% правильно выполненных заданий

2 балла - 21 - 40 % правильно выполненных заданий

3 балла - 41 - 60 % правильно выполненных заданий

4 баллов - 61 – 80 % правильно выполненных заданий

5 баллов – 81 – 100 % правильно выполненных заданий

Критерии оценивания успешности выполнения итогового тестового контроля (суммарно):

0 баллов - 0 -1 правильно выполненных заданий

1 балл – 2 - 3 правильно выполненных заданий

2 балла - 4 - 5 правильно выполненных заданий

3 балла - 6 – 7 правильно выполненных заданий

4 балла – 8 - 9 правильно выполненных заданий

5 баллов – 10 – 11 правильно выполненных заданий

6 баллов - 12 – 13 правильно выполненных заданий

7 баллов – 14 - 15 правильно выполненных заданий

8 балов - 16 - 17 правильно выполненных заданий

9 баллов - 18 – 19 правильно выполненных заданий

10 баллов – 20 - 21 правильно выполненных заданий

11 баллов - 22 – 23 правильно выполненных заданий

12 баллов - 24 – 25 правильно выполненных заданий

13 баллов - 26 – 27 правильно выполненных заданий

14 баллов – 28 - 29 правильно выполненных заданий

15 баллов - 30 правильно выполненных заданий

 

X. ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(источники, имеющиеся в библиотеке СГГУ)

 

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология.Учебник -М., 1998
  2. Боков В.А.,Лущин А.В.Основы экол.безопасности. –Симф.,1998.
  3. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. – СПб., 1996.
  4. Горелов А.А. Экология. Уч. Пособие для вузов – М.:2001.
  5. Дуднікова І.І. Екологія і безпека життедіял.Довідник.- К.,2005
  6. Крисаченко В.С. Екологічна культура. Навч.посіб. –К.,1996
  7. Кучерявий В.П. Екологія. – Львів: Світ. -2000
  8. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. – М., 2001.
  9. Радзиевский С.И. Основы экологии – Севастополь, 2005.
  10. Экология. Уч.пособие. – М.:Знание, 1999. – 288 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Батлук В.А. Основы экологии и охрана окружающей природной среды. Учебное пособие. – Львов: Афиша, 2001. – 335 с.

2. Бигон М., Харпер Дж., Таусенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества.1-2 тт. - М., 1989.

3. Вернадский В.И.(*) Автотрофность человечества. //Живое вещество и биосфера. – М., 1994.

4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

5. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Т. 2. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1977.

6. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера – М.: Наука,1994. – 672 с.

7. Гиляров А.М. Популяционная экология. – М., 1990.

8. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М.: Изд-во Прогресс-Традиция, 2000. – 416 с.

9. Докучаев В.В. К учению о зонах природы. – М., 1954.

10. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. – М., 1984.

11. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. – М., 1979.

12. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д, «Феникс». – 2000.

13. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. – М., 1992.

14. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. в 2-х томах. – М., 1993.

15. Николайкин Н.И.и др. Экология: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 622 с.

16. Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. – Л., 1979.

17. Одум Ю. Экология (в 2-х томах), 1986.

18. Петров К.М. Общая экология. – СПб., 1997.

19. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. Тт. 1-4. – М., 1994.

20. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. – М., 1992.

21. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. – М., 1990.

22. Реймерс Н.Д. Экология. Теории, Законы, правила, принципы и гипотезы. – М., 1994.

23. Риклефс Р. Основы общей экологии. - М., 1979.

24. Стадницкий П.В., Родионов А.И. Экология. – СПб., 1995.

25. Сукачев В.Н. Основы теории биогеоценологии. – М., 1957.

26. Тимофеев-Ресовский Н.В. Популяции, биоценозы и биосфера земли. //Математическое моделирование в биологии. – М., 1975.

27. Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. – М., 1980.

28. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М., 1988.

29. Шилова Е.И., Банкина Т.А. Основы учения о биосфере. – СПб., 1994.

30. Интернет-ресурсы

 

* Могут использоваться издания классиков любых лет выпуска.

Дидактический материал

Видеофильмы

 

  1. Куда уехал лес? Он был ещё вчера. Док. Фильм В.Ловчинского. – Украина. – 2007. – 128 мин./ DVD диск.
  2. Чернобыль 20 лет спустя. Док. Фильм Ю.Шилоносова. – Россия.- 2006. -43 мин/ СД диск.
  3. Жизнь после людей (научный прогноз).2008: США – 1час 28 мин./ СД диск.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: