История экологического образования

С момента своего возникновения экологическое образования получило всеобщее признание. Его ускоренному развитию способствовала не только постоянно растущая обеспокоенность мирового сообщества за состояние природной среды, но и мощная поддержка со стороны таких международных организаций и финансовых структур, как Организация Объединенных наций, ЮНЕСКО, Совет Европы, Международный банк и т.д.

Термин " Environmental Education", то есть "образование в области окружающей среды", или экологическое образование, используется с 1965 года, когда в Кильском университете (Великобритания) была проведена педагогическая конференция по вопросам обучения и воспитания школьников. Значение Кильской конференции для мирового процесса развития экологического образования обусловливается также и тем, что в ее работе, наряду с педагогами, активное участие впервые приняли и эксперты по вопросам охраны природы.

Начало реального международного сотрудничества в области охраны природы относится к первым послевоенным годам. В 1948 году при поддержке ООН и ЮНЕСКО был организован Международный союз защиты природы (с 1956 года - Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП). Именно с этого времени международное сотрудничество по вопросам охраны природы и эко­логического образования начинает приобретать конкретные формы и соответствующее содержание.

B 1968 году ООН и ЮНЕСКО провели первую международную конференцию по проблемам биосферы, в материалах которой не только отмечалась чрезвычайная актуальность экологического образования, но и впервые в международной практике четко раскрывались цели и задачи этого вида образования. Данная конференция фактически по­ложила начало международному сотрудничеству в области экологического образования учащейся молодежи.

В 1970-е годы существенно активизировалось международное сотрудничество в области охраны природы. Причем инициатива в этом важном деле постепенно перешла к учреждениям из системы Организации Объединенных наций (ООН).

Так, в 1970 году ООН и ЮНЕСКО провели в Неваде (США) международное совещание по проблеме включения вопросов охраны окружающей среды в содержание всех основных школьных предметов. Это совещание определило экологическое образование как процесс распознавания ценностей природы, формирования знаний, умений и отношений, требующихся для понимания и оценки взаимосвязи человека с его культурной и биофизической средой.

К наиболее важным международным конференциям, фактически заложившим основы экологического образования, относятся: Стокгольмская конференция (1972 г.), Белградская конференция (1975 г.), Тбилисская межправительственная конференция (1977 г.) и Московская конференция (1987 г.). Эти конференции были проведены по линии Организации Объединенных наций и ЮНЕСКО.

"Краеугольным камнем" в развитии теории и практики экологического образования стала Стокгольмская конференция. Подчеркнув чрезвычайную значимость экологического образования, конференция одобрила опыт развитых государств в этой сфере, рекомендовала всем странам-участницам принять действенные меры по формированию у широких слоев населения ответственного отношения к природной среде. Одним из положительных следствий Стокгольмской конференции стало утверждение специальной программы ООН по вопросам окру­жающей среды (ЮНЕП). Эта программа получила дальнейшее развитие в 1975 году на международной конференции в Белграде (Югославия). Важнейшим документом конференции явилась "Белградская Хартия (1975 г.)", представляющая собой глобальный план действий в области охраны природы и формирования ответственного отношения человека и общества к природной среде. С этого времени Международная программа ЮНЕСКО-ЮНЕП по образованию в области окружающей среды регулярно организует международные конференции, оказывает помощь ученым, педагогам и преподавателям высших, средних и начальных школ в разработке учебных программ, издает ежеквартальный информационный бюллетень "Контакт" (Париж), оказывает техническую и финансовую поддержку эколого-образовательным проектам в различных странах мира.

Первая межправительственная конференция по вопросам экологического образования была проведена в Тбилиси (Грузия) в 1977 году. В ее работе участвовали руководители 66 государств, членов ЮНЕСКО. Важнейший документ этой конференции, Тбилисская декларация, поставил перед мировым сообществом весьма трудновыполнимую задачу - сформировать у всех индивидуумов, социальных групп и мирового сообщества в целом новые образцы поведения и деятельности в окружающей природной среде, выработать у них новый тип отношения к природе. Участники конференции подчеркнули, что важнейшая задача экологического образования состоит в том, чтобы помочь отдельным гражданам и общественным группам овладеть комплексностью природной и социальной среды, обусловленной взаимодействием биологических, физических, экономических и культурных аспектов, побуждать молодых людей к приобретению знаний, ценностей, поведенческих моделей, практических умений и навыков, необходимых для ответ­ственного и эффективного участия в решении экологических проблем, в поддержании приемлемого качества состояния окружающей природной среды.

Под влиянием решений Тбилисской конференции существенно активизировалось развитие экологического образования в европейских государствах, особенно в странах Европейского Союза и США. Например, в 1977 году Европейское сообщество утвердило специальную программу "TheEnvironmental Education Network Project", предусматривающую активизацию общеевропейского сотрудничества в этой сфере, проведение серии семинаров и конференций, издание специальной литературы, учреждение системы эколого-образователь­ных центров и институтов.

В условиях нарастающей озабоченности мирового сообщества судьбами человечества и биосферы в целом в 1982 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всемирную хартию природы, которая, наряду с другими вопросами, установила этическую норму естественного блага в отношении всех живых существ, подчеркнув, что любая форма жизни уникальна и требует к себе уважения независи­мо от ее ценности для человека. Таким образом, было положено начало тому принципиально важному парадигмальному сдвигу в экологическом образовании, который может быть охарактеризован как постепенный переход от философии антропоцентризма, помещающей в центр природы человека, к философии экоцентризма, признающей равноценность для биосферы всех живых существ. Принятие этого документа стимулировало разработку теоретических, этических и прикладных аспектов проблемы экологического образования в большинстве развитых и развивающихся стран мира.

Чрезвычайно важное значение для развития экологического образования широких слоев населения имел опубликованный в 1987 году доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее", в котором выдвигалась задача "примирить" окружающую среду и развитие современного мирового сообщества. При этом доклад рассматривал экологическое образование как средство решения этой важной задачи. Успех экологического образования, как констатировалось в докладе, во многом зависит от привлечения неправительственных организаций, широких слоев общественности, средств массовой информации к решению многочисленных региональных и локальных кризисов.

Для большинства стран Западной Европы чрезвычайную значимость имеет The Community'sSecond Action Programme (1978 1983 гг.), документ, провозглашающий систему руководящих принципов во взаимодействии со средой, способных предотвратить ее деградацию и загрязнение. Важнейшими из них являются:

1.Взаимодействие с природной средой (предотвращение лучше, чем "лечение").

2.Устранение любых форм эксплуатации природных ресурсов и окружающей среды в целом, нарушающих экологический баланс.

3.Оплата расходов по ликвидации последствий загрязнения должна производиться непосредственным "загрязнителем".

4.Защита природной среды - дело каждого человека.

 

2. Правовая основа экологического образования в России

Осуществление конституционных прав человека в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации (1993 г.), и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации) в целях обеспечения экологической безопасности как важнейшей государственной задачи и создания условий для устойчивого развития страны требует высокой экологической культуры общества и каждого гражданина, формируемой постоянно и целенаправленно в процессе жизни и деятельности людей через систему непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения.

Формирование экологической культуры у населения страны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, образования, культуры, средств массовой информации и др.:

– о средствах массовой информации (ФЗ «О средствах массовой информации» 1991 г.),

– об образовании (ФЗ «Об образовании» 1992 г.),

– о культуре («Основы законодательства Российской Федерации о культуре» 1992 г.),

– об особо охраняемых природных территориях (ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г.),

– о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г.),

– об охране окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г.) и других федеральных законов и подзаконных актов.

Вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического воспитания, образования, науки и культуры в соответствии с Конституцией Российской Федерации относятся к предметам совместного ведения Федерации и субъектов Российской Федерации.

Аспекты экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры специально предметно расписаны только в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» или в специальных законах субъектов Российской Федерации по охране окружающей среды или другим экологическим вопросам деятельности и специальных законах субъектов Федерации по экологическому образованию, просвещению и формированию экологической культуры.

Впервые правовые основы этого направления деятельности были законодательно закреплены в 1960 г. Законом РСФСР «Об охране природы в РСФСР» (от 27 октября 1960 года № 40) в двух статьях:

Статья 18. «Преподавание основ охраны природы в учебных заведениях», в которой было записано следующее:

«В целях воспитания у молодежи чувства бережного отношения к природным богатствам и навыкам правильного пользования природными ресурсами включить преподавание основ охраны природы в школьные программы и соответствующие разделы в учебники естествознания, географии и химии; ввести обязательные курсы охраны природы и воспроизводства ее ресурсов в высших и специальных средних учебных заведениях с учетом их профиля».

Статья 19 «Пропаганда вопросов охраны природы» этого закона гласила:

«Культурно-просветительным учреждениям и организациям, издательствам, музеям, кино, радио, телевидению, редакциям газет и журналов, добровольным обществам широко пропагандировать задачи охраны природы и воспроизводства природных богатств».

Какие-либо законы Российской Федерации, кроме вышеупомянутого Закона РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об охране природы в РСФСР», до принятия в декабре 1991 г. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» правовых основ деятельности по экологическому воспитанию, образованию и просвещению не отражали.

Многие проблемы в законодательстве компенсировались энтузиастами практикой организации экологического воспитания и образования, что отмечалось и в следующие десятилетия, и в настоящее время.

В последующем законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) был выделен специальный раздел «Экологическое воспитание, образование, научные исследования»; в дальнейшем научные исследования были выделены в самостоятельную главу в ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г.

Полновесно вопросы экологического просвещения практически во всех категориях особо охраняемых природных территорий прекрасно законодательно закреплены (и это работает!!!) в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г. (см. извлечение из ФЗ в приложении 2).

Эта сфера деятельности ООПТ в соответствии с законом является основной наряду с двумя другими: обеспечением охраны территории и научной работой в государственных природных заповедниках и национальных парках.

С 1995 года в Российской Федерации благодаря инициативам общественности и усилиям Минприроды России, взявшего на себя в соответствии с законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991) задачу организации системы всеобщего непрерывного экологического образования в стране, активизировалась деятельность многих структур как государственных, так и общественных, учреждений образования, культуры, науки по экологическому образованию населения.

Большое внимание было уделено и законотворческой работе в связи с особой значимостью в нашей жизни нормативно-правовых документов в качестве правовой основы для осуществления деятельности, в том числе и по экологическому образованию и просвещению населения.

После проведенного Минприродой России в январе 1995 г. Всероссийского семинара-совещания по проблемам развития в стране системы всеобщего экологического образования, в котором приняли участие представители администраций субъектов Российской Федерации, природоохранных органов, органов управления и учреждений образования, культуры, СМИ, общественных организаций, была развернута работа, направленная на создание нормативно-правовой базы реализации основных положений закона страны «Об охране окружающей природной среды» (1991) в сфере развития системы всеобщего непрерывного экологического образования в России в целом и в отдельных субъектах Российской Федерации.

В частности, было подписано постановление Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 г. № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения», сыгравшее положительную роль в последующие лет пять в становлении и развитии экологического образования и просвещения в регионах страны. В пункте 1 рекомендовалось органам управления на местах рассматривать развитие экологического образования в качестве приоритетного направления. В пункте 4 этого постановления были прописаны рекомендации направлять до 10% средств экологических фондов на реализацию программ развития, что дало возможность целевого расходования средств экологических фондов на мероприятия по экологическому образованию и просвещению.

В действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» 2002 г. в отличие от предыдущего закона 1991 г. глава XIII названа уже – «Основы формирования экологической культуры», т. е. делается упор на конечном результате экологического образования, просвещения и подготовки руководителей и специалистов – экологической культуре.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: