Игра « Хорошо - плохо»

Вдруг в группу залетает Карлсон и спрашивает, куда он попал, когда он гулял по крышам, ему что-то дунуло в спину, и он прямо влетел в группу.

Воспитатель: Ребята, а что же это такое дунуло Карлсону в спину? (ветер)

Видишь, Карлсон, это ветер принес тебя к нам. Ветер в сказках наделялся большой и волшебной силой, его сравнивали с богатырем, ласково называли озорником, часто обращались за помощью к ветру. Потому что ветер может быстро летать по всему свету и может заглянуть в любой уголок страны.

Карлсон: А вы, наверное, много знаете о воздухе, ветре. Ну, тогда я проведу с вами конкурс знатоков. Я буду задавать вопросы, кто знает ответ - отвечайте. За каждый правильный ответ буду давать фишку. У кого будет больше фишек тот и победитель.

1. Какие сказочные герои летали по воздуху?

2. Однажды стояла тихая безветренная погода, а наш парусник мчался на всех парусах (рассказ с ошибкой)

3. Однажды Катя и мама гуляли по улице и любовались плывущими облаками, и вдруг Катя закричала «Мама смотри, на крыше дома вырос одуванчик, кто его туда посадил? (рассказ с вопросом)

4. Какие растения слетающими семенами вы знаете? (береза, клен, тополь, ясень, камыш, липа.)

5. Почему растение «перекати- поле» назвали именно так?

6. Почему чем выше поднимаешься в горы, тем меньше там насекомых?

Карлсон: А теперь давайте посмотрим, кто у нас победитель, кто больше набрал фишек, хвалит детей.

Ну я вижу, что вы тут много всего знаете, тогда я полетел от вас, полетаю возле дороги, понаблюдаю за проходящими машинами, подышу воздухом.

Воспитатель: Карлсон, не спеши лететь к дороге, посмотри какой опыт, мы проводили с ребятами, сейчас мы тебе покажем результат, и тогда ты подумаешь, нужно ли тебе лететь туда, где много машин.

Дети с воспитателем показывают 2 банки с водой и рассказывают, что та банка, которая стояла возле забора, где ездят машины, в ней вода грязнее, чем в той, которая стояла на участке вдали от дороги.

Ну что, Карлсон полетишь к дороге?

Карлсон: Нет, конечно, я даже не знал такого. А где еще мне не нужно летать?

Дети: Около заводов, рядом с гаражами, стоянкой автомобилей, у дороги, где проезжает много машин, около свалок, которые обычно горят, около заправки.

Воспитатель подзывает Карлсона и детей к двум картинкам, на которых изображен чистый город и грязный город, спрашивает, в каком городе хотели бы жить дети и Карлсон. (ответы детей)

Карлсон: Ребята, вы так много знаете о чистом воздухе, а там где я живу, мои друзья не знают о чистом воздухе ничего. Вы не могли бы нарисовать знаки, которые помогут беречь моим друзьям здоровье.

Дети рисуют знаки на листах бумаги и дарят Карлсону.

Карлсон благодарит детей и дарит им воздушные шары.

 

Занятия комплексного типа

Ход занятия

I часть. Беседа с детьми по вопросам: каких домашних животных вы знаете? Назовите их. Что вы знаете о корове? Что можно рассказать про лошадей? Что вам известно о собаках?

II часть. Образование обобщенного представления. Воспитатель по очереди вывешивает карточки, на основе которых строится обобщение (рис. 5). Используя сюжетные картины, показывает, что корова, лошадь и собака живут вместе с человеком, не боятся его (карточка 1). Затем обсуждает с детьми, как человек использует этих животных (карточка 2). Воспитатель рассказывает о том, как человек строит жилище для животных, кормит их, ухаживает за ними (карточка 3). Во время занятия демонстрируются сюжетные картины, на которых изображены различные особенности жизни этих домашних животных. В завершение II части занятия воспитатель обобщает знания: все домашние животные (а не только корова, лошадь и собака) живут рядом с человеком, приносят ему пользу, а он заботится о них. По этим признакам можно узнать – животное домашнее или нет.

III часть. Работа с индивидуальными конвертами. Детям раздают конверты с картинками животных, которых они рассматривают. Картинки у всех разные, но у некоторых детей встречаются однотипные. Есть несколько картинок с бурым медведем, домовой мышью. Воспитатель загадывает загадку про свинью. Дети, у которых на картинках нарисовано это животное, объясняют, почему свинья – домашнее животное. Далее дошкольники слушают загадку про петуха. Те, кто получил картинки с изображением этой птицы, рассказывают, почему она тоже яв­ляется домашним животным. Воспитатель читает следующую загадку:

Где живет он?

В самой чаще,

Самой-самой настоящей

Там гуляет, там и спит.

Там детей своих растит

Любит груши, любит мед,

Сладкоежкою слывет.

Но всего сильнее он

Любит долгий крепкий сон:

Ляжет осенью, а встанет

Лишь когда весна настанет.

Кто это?

(Медведь.)

Отгадав загадку, дети анализируют, почему бурый медведь никак не может быть отнесен к группе домашних животных. В заключение воспитатель предлагает загадку про домовую мышь:

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?

(Мышка.)

Помогает детям найти правильный ответ в результате анализа описанной ситуации: живет вместе с человеком, но боится его, приносит вред хозяйству, человек не заботится о ней. Затем дети делают вывод' домовая мышь не относится к домашним животным.

В конспекте данного занятия (а оно является типичным) отчетливо выделяются три этапа, три структурные единицы в процессе образования обобщенного представления, соответствующие трем частям занятия:

уточнение конкретных сведений о небольшом количестве знакомых объектов;

выделение общих и значимых признаков, на основе которых эти объекты можно объединить в одну группу;

использование обобщенного представления для анализа новых объектов с целью отнесения их к той или другой группе.

Подчеркнем еще раз наиболее значимые моменты: обобщенные представления можно формировать о явлениях или объектах природы, которые хорошо знакомы детям. Сведения о них должны накапливаться систематически на протяжении достаточно длительного времени. Свободное оперирование конкретными знаниями создает основу для выделения сходных признаков этих объектов и объединения их в одну группу. Если дети владеют отрывочными знаниями, образование обобщенных представлений затруднено. Обобщенное представление должно строиться не на одном признаке, а на нескольких (3–4), сходных и значимых для всей группы. Использование одного признака, особенно когда речь идет об исключительных явлениях или объектах природы, выбивающихся из общей закономерности, может привести к неправильным суждениям и выводам малоопытных (в силу возраста) дошкольников.

И последнее: обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

Родоначальником комплексных занятий является лаборатория эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В 1970– 1980-е годы под руководством Н.А. Ветлугиной разрабатывались занятия, на которых объединялись музыкальная деятельность, изобразительное творчество детей, художественное слово и выразительный танец. Синтез разных видов искусств на одном занятии оказался оптимальным и эффективным средством художественного развития и эстетического воспитания дошкольников.

Со временем комплексные занятия стали широко использоваться практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится итоговое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

Вторая часть занятия предполагает иные программные за­дачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников. (И. Левитан, И. Остроухов и др.), художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, плоды овощей и фруктов), 1–2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, переживание красоты – это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач (хотя задачи умственного воспитания остаются – дети знакомятся с произведениями искусства).

Третья часть занятия – это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся худож­никами и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные – развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия – смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю.Тувима в переводе С.Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» – это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранять, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.

Комплексные занятия – это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: