Вопросы:
1. Что такое научная теория как фундаментальная единица научного знания?
2. Какие бывают виды теорий?
3. Что такое гипотетико-дедуктивная структура объяснительной теории? Каковы ее элементы?
4. Что такое идеализированный объект теории?
5. Что такое редукционные правила и какова их роль в обеспечении связи теории с эмпирическим уровнем познания?
6. Какова логическая структура дедуктивно-номологического объяснения?
7. Какова сущность рационального объяснения и сфера его применимости?
8. Что такое интенциональное объяснение?
9. Какова логическая структура предсказания и их роль в научном познании?
10. Что такое подтверждение научной теории?
11. Что такое опровержение научной теории?
12. Может ли логическая форма высказывания гарантировать его истинность? Ложность?
13. В каком случае умозаключение называется правильным?
14. Какова роль дедуктивных, индуктивных умозаключений и аналогии в научном исследовании?
15. Что такое софизмы? Каково их влияние на научную деятельность?
16. Какие виды вопросов вы можете назвать? Значение правильной постановки вопросов в научной сфере.
Задания для самостоятельной работы: 1. Определите, составив таблицу, необходимые термины и понятия: 1)Определение; 2) Понятие; 3) Умозаключение.
Тема 6. Гипотеза научного исследования
Вопросы:
1. Что такое гипотеза научного исследования?
2. Какова процедура ее разработки?
3. Как подтверждаются эмпирические следствия гипотезы?
4. Как используются дедуктивные и индуктивные умозаключения при логическом подтверждении гипотезы?
Задания для самостоятельной работы: 1. Сформулируйте одну-две гипотезы относительно выбранной вами научной проблемы. 2. Перечислите, какие общелогические методы можно использовать для подтверждения этих гипотез.
Тема 7. Аргументация и доказательство в научном исследовании
Вопросы:
1. Чем отличается аргументация от доказательства?
2. Чем отличаются друг от друга прямое и косвенное доказательство?
3. Что такое тезис, антитезис, подмена тезиса?
4. Какие ошибки встречаются в доказательстве? Приведите примеры.
5. Каковы способы опровержения?
Задания для самостоятельной работы: 1. Найдите тезис, аргументы и укажите способ доказательства: 1) Таланты истинны на критику не злятся: их повредить она не может красоты. 2) Я не успел укрыться: внезапно налетела буря. 3) Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он лишний. 3. Постройте прямое или косвенное подтверждение для каждого тезиса: 1) Человек желает счастья. 2) Ни одно преступление не должно оставаться не раскрытым. 3) В слове «мышление» ударение делается на втором слоге. 4) Неполное деление понятий ведет к нарушению правила соразмерности. 5) Некоторые российские театры имеют в репертуаре произведения русских классиков.
СПИСОК МОНОГРАФИЙ,
Предлагаемых для реферативного обзора по дисциплине «Методология и методы научного мышления».
1. Платон «Теэтет»
2. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении
3. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга первая. О познании.
4. Кант И. Критика чистого разума.
5. Гегель Г.В.Ф. Наука логики.