Тема 5. Проблема научного исследования

Вопросы:

1. Что такое научная теория как фундаментальная единица научного знания?

2. Какие бывают виды теорий?

3. Что такое гипотетико-дедуктивная структура объяснительной теории? Каковы ее элементы?

4. Что такое идеализированный объект теории?

5. Что такое редукционные правила и какова их роль в обеспечении связи теории с эмпирическим уровнем познания?

6. Какова логическая структура дедуктивно-номологического объяснения?

7. Какова сущность рационального объяснения и сфера его применимости?

8. Что такое интенциональное объяснение?

9. Какова логическая структура предсказания и их роль в научном познании?

10. Что такое подтверждение научной теории?

11. Что такое опровержение научной теории?

12. Может ли логическая форма высказывания гарантировать его истинность? Ложность?

13. В каком случае умозаключение называется правильным?

14. Какова роль дедуктивных, индуктивных умозаключений и аналогии в научном исследовании?

15. Что такое софизмы? Каково их влияние на научную деятельность?

16. Какие виды вопросов вы можете назвать? Значение правильной постановки вопросов в научной сфере.

Задания для самостоятельной работы: 1. Определите, составив таблицу, необходимые термины и понятия: 1)Определение; 2) Понятие; 3) Умозаключение.

Тема 6. Гипотеза научного исследования

Вопросы:

1. Что такое гипотеза научного исследования?

2. Какова процедура ее разработки?

3. Как подтверждаются эмпирические следствия гипотезы?

4. Как используются дедуктивные и индуктивные умозаключения при логическом подтверждении гипотезы?

Задания для самостоятельной работы: 1. Сформулируйте одну-две гипотезы относительно выбранной вами научной проблемы. 2. Перечислите, какие общелогические методы можно использовать для подтверждения этих гипотез.

Тема 7. Аргументация и доказательство в научном исследовании

Вопросы:

1. Чем отличается аргументация от доказательства?

2. Чем отличаются друг от друга прямое и косвенное доказательство?

3. Что такое тезис, антитезис, подмена тезиса?

4. Какие ошибки встречаются в доказательстве? Приведите примеры.

5. Каковы способы опровержения?

Задания для самостоятельной работы: 1. Найдите тезис, аргументы и укажите способ доказательства: 1) Таланты истинны на критику не злятся: их повредить она не может красоты. 2) Я не успел укрыться: внезапно налетела буря. 3) Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он лишний. 3. Постройте прямое или косвенное подтверждение для каждого тезиса: 1) Человек желает счастья. 2) Ни одно преступление не должно оставаться не раскрытым. 3) В слове «мышление» ударение делается на втором слоге. 4) Неполное деление понятий ведет к нарушению правила соразмерности. 5) Некоторые российские театры имеют в репертуаре произведения русских классиков.

СПИСОК МОНОГРАФИЙ,

Предлагаемых для реферативного обзора по дисциплине «Методология и методы научного мышления».

1. Платон «Теэтет»

2. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении

3. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга первая. О познании.

4. Кант И. Критика чистого разума.

5. Гегель Г.В.Ф. Наука логики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: