Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Философия социально-гуманитарных наук»
1. Формирование социально-гуманитарных наук. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания.
2. Социокультурная обусловленность гуманитарных и социально-экономических наук.
3. Науки о природе и науки об обществе: общее и особенное.
4. Конвергенция и взаимодействие естественные наук и социально-гуманитарного знания.
5. Междисциплинарные связи и научная картина мира в социально-гуманитарных науках.
6. Предмет познания в социально-гуманитарных науках. Проблема межпредметных связей.
7. Особенности объекта социально-гуманитарного познания.
8. Особенности субъекта социально-гуманитарного познания.
9. Индивидуальный и коллективный субъекты, формы их существования. Коммуникативная рациональность и ее культурная обусловленность.
10. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке.
11. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. «Ценностная нейтральность»
|
|
12. Принцип гуманизма в познании. Жизнь как ценность.
13. Внебиологическое понимание жизни. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей. философская антропология).
14. Понимание и переживание в науках об обществе и культуре.
15. История как форма проявления жизни. Объективация жизни во времени. Жизнь как не завершаемая целостность (О. Шпенглер, Э. Гуссерль).
16. Социальные и культурно-исторические формы жизни. Научные и вненаучные представления о социальных формах жизни
17. Переосмысление категорий пространства и времени в социальных и гуманитарных науках.
18. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время.
19. Коммуникативность в социально-гуманитарном познании и выражение социокультурной природы научного познания.
20. Научные конвенции в социально-гуманитарном знании и их связь с социальными и культурными явлениями
21. Диалог в социальном познании и дискурс в научном сообществе как коммуникативные события. Проблемы общения в науке.
22. Индоктринация. Взаимодействия и «борьба» научных идей в социально- гуманитарном знании.
23. Рациональное, объективное и истинное в социально-гуманитарных науках.
24. Специфика представлений об истине в социально-гуманитарном познании. Плюрализм и требования отсутствия монополии на истину.
25. Классическая и неклассическая концепции истины. Экзистенциальная истина, истина и правда.
26. Объяснение и понимание в социально-гуманитарном знании. Природа и типы объяснений. Объяснение как функция теории и ее результат.
|
|
27. Герменевтика как методология социально-гуманитарного познания.
28. Интерпретация как процедура и проблема социально-гуманитарного знания
29. Язык социально-гуманитарных, наук, «языковые игры» и языковая картина мира.
30. Феномен веры в социально-гуманитарном знании. Вера и научное познание.
31. Вера и сомнение. Диалектика веры и сомнения в процессе познания. Вера и верования.
32. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Соотношение веры и истины. Типы обоснования веры и знания.
33. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательская программы и их применение в социально-гуманитарных науках.
34. Проблема разграничения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по исследовательским программам).
35. Методология социально-гуманитарного познания. Классификация методов социальных и гуманитарных наук.
36. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Дифференциация и интеграция знаний.
37. Роль социально-гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.
38. Возрастание роли гуманитарных знаний в современном обществе и изменение дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Бучило Н.Ф, Исаев И.А. История и философия науки. - М. 2010
2. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. - М., 2004
Канке, В. А. История, философия и методология социальных наук: учебник для магистров / В. А. Канке. – М.: Издательство Юрайт, 2014.