Сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в таможенной сфере

Государства бывшего Советского Союза образовали Содружество Независимых Государств (СНГ) в соответствии с Беловежским соглашением об образовании СНГ от 8 декабря 1991 г., подписанным в Минске, и Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 г. В состав содружества вошли 11 государств:

Российская Федерация, Республика Беларусь, Украина, Азербайджанская Республика, Республика Армения (с 1993 г.). Республика Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Грузия.

15 апреля 1994 г. было заключено и сразу вступило в силу соглашение о свободной торговле между странами СНГ, в соответствии с которым страны Содружества отказались от взимания импортных пошлин.

Советом руководителей таможенных служб государств - членов СНГ подготовлен ряд многосторонних межгосударственных и межправительственных документов. Среди них:

Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств (3 ноября 1995 г.);

Договор о создании зоны свободной торговли (главы государств подписали в 1994 г.);

Кроме многосторонних документов, между государствами заключены двусторонние межправительственные и межведомственные договоры, соглашения и протоколы. Реально СНГ превратилось в ряд субрегиональных экономических группировок, в число которых входят: Союз России и Беларуси, Сообщество Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и России, центрально-азиатская (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан) и восточно-европейская (Украина, Молдова) группировки, ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова).

В государствах СНГ имеют место несовпадения взглядов руководителей стран на характер, глубину и

перспективы интеграционных процессов в рамках содружества. Все более широкое признание получает идея об оптимальности «разноуровневой» и «разноскоростной» интеграции. Данный подход позволяет странам СНГ, более подготовленным к интенсивному сотрудничеству, быстрее продвигаться

по этому пути. В таком контексте и следует рассматривать подписание в 1995г. между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан Соглашения о Таможенном союзе.

История развития ТС сложна. Она подтверждает, что формирование единого там. тарифа как основы жизнедеятельности Там. союза не может быть обеспечено государствами при различных экономических интересах и отсутствии механизма согласования тарифной политики. Завершение создания ТС требует новых форм и механизмов. В октябре 2000г. подписан Договор об учреждении новой международной организации -Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Установлен новый механизм принятия решений, при котором России принадлежит 40% голосов, Белоруссии и Казахстану - по 20%, Кыргызстану и Таджикистану - по 10%. Разработаны основы там. законодательства ЕврАзЭс.

Развитие двусторонних отношений между РБ и РФ позволило выйти на принципиально новый этап

сотрудничества, предусматривающий более совершенную и эффективную модель взаимодействия двух стран – создание Союзного государства. В г.Минске 6 января 1995 года подписано Соглашение о Таможенном союзе между РБ и РФ, а 21 февраля 1995 года – Соглашение о единстве управления таможенными службами, которое учредило институт Представительств при таможенных службах обоих государств. Процесс всеобъемлющей интеграции РБ и РФ был продолжен подписанием Договора об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 года и Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, а также Устава Союза Беларуси и России.

Таможенный комитет Союзного государства (ТК Союзного государства) является отраслевым органом Союзного государства, осуществляющим унификацию там. законодательства по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов государств-участников, а также совместную организацию и руководство таможенным делом в Союзном государстве в части обеспечения единого порядка и условий ввоза товаров и транспортных средств в Союзное государство, вывоза товаров и их транзита.

ТК Союзного государства подотчетен Высшему Государственному Совету и Совету Министров Союзного государства и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Постоянным комитетом и другими отраслевыми и функциональными органами Союзного государства.

Таможенным комитетом Союзного государства разработан и осуществлен комплекс мер в целях обеспечения единства управления таможенными службами, унификации таможенных законодательств и процедур там. оформления, организации надежного там. контроля на внешних границах, формирование единого там. пространства, развитие таможенной инфраструктуры.

Дальнейшее совершенствование информационного обмена в рамках контроля за доставкой товаров между таможенными органами РБ и РФ, позволяет установить четкие временные интервалы по обмену электронной информацией в режиме, увеличению объемов передаваемой информации, упорядочению контроля за перемещением товаров, сокращению времени и упрощению процедур там. контроля путем автоматизации деятельности таможенных органов.

В правоохранительной деятельности таможенных служб Беларуси и России в настоящее время сфера общих интересов заметно расширилась; проводится ряд совместных мероприятий, которые имеют целью выявление и пресечение контрабанды.

В результате реализации программы «Создание Единой автоматизированной информационной системы Там. Комитета Союзного государства» осуществлено объединение телекоммуникационных сетей таможенных органов РБ и РФ, организовано информационное взаимодействие на уровне информационных центров таможенных органов, разработаны подсистемы обмена данными и ведения баз данных таможенной

информации о товарах и транспортных средствах, перемещенных через таможенную границу.

Подписанием 29 июня 2007 года Соглашения о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами РБ и РФ.

И конечно же вступление в силу нового ТК ТС 1 июля 2010г.

Сегодня, принимая во внимание условия функционирования мировой торговли можно уверено сказать, что таможенными службами двух стран проделана значительная работа на установление однотипных механизмов там. регулирования, которые являются основополагающими элементами экономической интеграции, безопасности и стабильности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: