Это обстоятельство легко объяснить чисто арифметически. Дело в том, что в левом верхнем углу процентное изменение количества продукции велико, каждый шаг означает значительное (в процентном отношении) изменение.
Наоборот, процентное изменение цены представляет довольно скромную величину, так как база, с которой осуществляется сравнение, относительно высока. Отсюда становится понятным, почему первоначально ЕPD> 1, а в правом нижнем углу ЕPD< 1.
Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупная выручка. Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупной общей выручки показана на рис. 3.23.
Эластичность и общая выручка
Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену:
TR = Р х Q, (3.5)
где TR (totalrevenue) — совокупная (общая) выручка (доход);
Р (price) — цена;
Q (quantity) — количество.
Если спрос по цене эластичный (EPD l), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Противоположная ситуация складывается в нижнем ле-вом углу: процентное изменение количества продукции мало, а процентное изменение цены — велико.
Если спрос по цене неэластичен (EPD < 1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки. Влияние цены на совокупную выручку в условиях эластичного инеэластичного спроса отражено в табл. 3/1.
Факторы, влияющие на эластичность. Факторами, влияющими на эластичность являются:
1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага.
Если мы возьмем в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов.
Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые в разных странах).
2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
3. Размер дохода.
Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен).
Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие результаты: эластичность спроса по цене таких предметов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество, потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь — 0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели эластичность, равную 1,87; фарфор — 1,54.
3. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.
4. Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично (ЕpD =0,13), то в долгосрочном — довольно эластично и равно 1,89.
Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные.