Предприятие (фирма) – основное звено предпринимательства

Предприятие выступает в качестве основного производителя товаров и услуг, основного рыночного субъекта, вступающего в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.

Предприятие представляет собой производственную организацию, осуществляющую с технологической точки зрения достаточно однородную деятельность, например, выпуск товаров. Фирма же может заниматься различными видами деятельности, совершенно не связанными между собой (производственная, торгово-снабженческая, финансовая деятельность) и, следовательно, производить весьма разнородную продукцию. Как правило, подавляющее большинство современных предприятий входит в состав тех или иных фирм. Однако, если фирма имеет только одно предприятие, то эти понятия совпадают.

В экономической литературе к анализу природы фирмы существует два основных подхода: неоклассический (Маркс) и институциональный (Уильимсон).

Неоклассический (технологический) – определение фирмы осуществляется через систему её функций. Главной функцией – оптимальное соединение факторов производства. Главной проблемой является определение оптимального размера фирмы. Что может повлиять на оптимальный размер фирмы – какой капитал, какой тип производства (массовое, индивидуальное, единичное). Второе – фирма - это хозяйственная единица, которая возникла в результате развития общественного разделения труда и кооперации.

Современный подход (институциональный) – под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.

Транзакционные издержки – издержки взаимодействия субъектов рыночной экономики, связанные с реализацией ими заключённых контрактов.

В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов.

Классический.

Неоклассический.

Отношенческий, или имплицитный.

Классический контракт — это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.

Неоклассический контракт — это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.

Отношенческий, или имплицитный, контракт— это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.

Институциональная парадигма может быть, в свою очередь, разбита на два основных течения.

Первое анализирует организации "извне" через институциональную среду, т. е. исследует социальные, юридические и политические "правила игры", без которых невозможно понять особенности функционирования и развития экономических организаций, их роль в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

В рамках этого направления теория прав собственности изучает институциональную среду деятельности экономических организаций в частном секторе экономики, а теория общественного выбора — институциональную среду деятельности индивидов и организации в общественном секторе (такой подход, естественно, является упрощением, концентрирующим внимание на главном направлении исследований указанных теорий).

Второе направление институционализма исследует организации прежде всего «изнутри», т. е. через систему соглашений, контрактов.

Теория агентов (принципала-агента) концентрирует свое внимание на предварительных предпосылках (побудительных мотивах) контрактов, а теория трансакционной экономики — на уже реализованных соглашениях, выражающихся в различных управленческих структурах.

Всесторонний учет имущественного комплекса предприятия, человеческого капитала, инновационного задела, управленческого потенциала, связей и другого приводит нас к новой категории (понятию) - «организация».

Организация - представляет собой работоспособную иерархически построенная социальную систему; это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Согласно Статья 132 ГК РФ.

1. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

2. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Х.П.Дахлер предлагает под предприятием понимать некое «живое суперсущество», а иногда - «коллектив иерархически подчиненных и договорно связанных индивидов и ресурсов»

Предприятие характеризуется следующими основными признаками:

1) зарегистрировано в установленном порядке;

2) имеет расчетный счет в банке;

3) имущественная обособленность, т.е. наличие самостоятельного баланса, имущество принадлежит ему на праве собственности, либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;

4) самостоятельная имущественная ответственность, т.е. ответственность по своим обязательствам обособленным имуществом;

5) самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени (может быть в роли истца и ответчика в суде), возможность заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.) либо иным способом приобретать права и выполнять возложенные обязанности;

6) организационное единство, т.е. наличие соответствующей устойчивой структуры, закрепленной в учредительных документах.

Место и роль того или иного предприятия в экономической системе нельзя определить без его отнесения к соответствующему типу, виду, категории и форме.

1. По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.

2. В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

- использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),

- интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),

- интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда.

Негативные последствия специализации и разделения труда привели к появлению концепций гуманизации труда, ограничения разделения труда, обогащения содержания трудовой деятельности, работы в группах.

Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления.

Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективного использования средств производства.

Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.

3. В соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия подразделяются на:

1) промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;

2) строительные предприятия;

3) торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;

4) банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;

5) транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;

6) страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков;

7) предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, турфирмы, консалтинговые фирмы и другие.

Наиболее удобным местоположением является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.

4. Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:

- Ориентация на материалы - с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий.

- Ориентация на трудовые ресурсы - учитываются два обстоятельства:количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы.

- Ориентация на продажу товаров и налоги - в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны.

- Ориентация на транспортные средства - выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов (портов, аэропортов, автомагистралей).

- Ориентация на источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии.

- Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности.

- Ориентация на потребителя особенно важна для торговых предприятий.

- Ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата.

- Ориентация на зарубежных партнеров - в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.

5. Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

В России установлены критерии отнесения к малым предприятиям (федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):

а) для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных фондов не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать до 100 человек включительно – для малых предприятий, до 15 человек – для микропредприятий;

в) выручка от реализации товаров без НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 60 млн. руб. – для микропредприятий, 400 млн. руб. – для МП.

6. По назначению готовой продукции предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления.

7. По признаку технологической общности различают предприятие с непрерывным и дискретным процессами производства.

8. По специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные.

9. По типам производственного процесса предприятия делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым, опытным.

10. По формам собственности различают частные, государственные и смешанные предприятия.эффективности работы предприятия

В зависимости от направленности действия: позитивные и негативные.

В зависимости от места возникновения: внутренние и внешние.

Внутренние: личность руководителя, а также способность его команды управлять предприятием в условиях рынка: инвестиционная и инновационная политика предприятия, совершенствование организации производства и труда, управления предприятием, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе и др.

Внешние: изменение конъюнктуры внутреннего и мирового рынка, изменение политической обстановки как внутри страны, так и в международном масштабе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: