Б. Производственные отходы

1. Металлические отходы.

2. Отходы отработанных химических источников тока (ОХИТ).

3. Бой стекла и стеклопосуды.

4. Отходы полимерных материалов синтетической химии, в том числе резина и резино-технические изделия и все оберточные материалы и полимерная тара из продуктов синтетической химии.

5. Радиоактивные отходы.

 

32. 1). Сжигание (переработка мусора, с его последующей сортировкой на составляющие)

2). Термический метод (позволит получить тепловую энергию)

3). Предварительная сортировка (Этот технологический процесс предусматривает разделение твердых бытовых отходов на фракции на мусороперерабатывающих заводах вручную или с помощью автоматизированных конвейеров.)

4).Санитарная земляная засыпка (Такой технологический подход к обезвреживанию твердых бытовых отходов связан с получением биогаза и последующим использованием его в качестве топлива)

5).Биотермическое компостирование (Этот способ утилизации твердых бытовых отходов основан на естественных, но ускоренных реакциях трансформации мусора при доступе кислорода в виде горячего воздуха при температуре порядка 60°С.)

6). Низкотемпературный пиролиз (это процесс, при котором размельченный материал мусора подвергается термическому разложению.)

7). Высокотемпературный пиролиз.(Этот способ утилизации ТБО, по существу, есть не что иное, как газификация мусора.)

8). Переработка горючих отходов (позволяет перерабатывать горючие отходы в закрытом реакторе с получением горючего газа.)

9). Переработка гниющих отходов. (полученная в результате сортировки, а также отходы ферм и очистных сооружений могут быть подвергнуты анаэробной переработке с получением метана и компоста, пригодного для сельскохозяйственных и садоводческих работ.)

10). Переработка использованных шин.(Для переработки шин используется технология низкотемпературного пиролиза с получением электроэнергии, сорбента для очистки воды или высококачественной сажи, пригодной для производства автопокрышек.)

11). Линии демонтажа старых автомобилей.

12). Утилизация медицинских отходов.

 

33. Мониторинг — планомерное наблюдение и контроль над состоянием природной среды, природных ресурсов, позволяющее оценивать их состояние

1).Биосферное

2).Санитарно-токсикологическое

3).Импактное

 

1).Система государственного контроля

2).Сеть государственного контроля и ресурсов среды

3).Ведомственные системы контроля

4).Система оперативного обнаружения анализа и прогноза.

 

1).Оценка жизненного цикла продукции

2).Оценка воздействия на окр.среду

3).Экологическая экспертиза

4).Экологич.аудит

 

1 этап- планирование и согласование плана

2 этап – создание материальной структуры

3 этап – осуществление планитарной деятельности

-штатный режим

-внештатный режим

4 этап – прекращение деятельности

 

 

34. Виды методов контроля за качеством окружающей среды. По методам исследований - химический, биологический, физический и другие. По используемым методам - наземный, авиационный и космический. Контроль за качеством окружающей среды производится с целью выявления ее загрязнения и состояния ее вообще по всем параметрам. По территориальному признаку контроль за качеством окружающей среды бывает локальный, региональный и глобальный.

Локальный контроль обычно проводят применительно к отдельным объектам, например лесным, водным, горным, которые чаще всего подвержены интенсивным антропогенным воздействиям. Его конечная цель состоит в обеспечении такой стратегии хозяйствования, при которой концентрации приоритетных загрязняющих веществ антропогенного происхождения не выходят за допустимые пределы, т. е. ПДК (предельно допустимые концентрации). Разновидность локального контроля - импактный контроль - осуществляется, как правило, в особо опасных зонах и местах. Региональный контроль - слежение за процессами и явлениями в пределах значительного по площади района, который, как правило, отличается от соседних по природным условиям.

Глобальный контроль за качеством окружающей среды проводится с целью получения информации о биосфере в целом или об отдельных биосферных процессах, в частности об изменении климата, состоянии озонового экрана и т. п. Конкретные цели глобального контроля, а также его объекты определяются в ходе международного сотрудничества в рамках различных международных соглашений и деклараций.

В ряде случаев проводится Фоновый контроль за состоянием окружающей среды с целью определения фонового загрязнения. Как известно, природный фон - это естественная концентрация или степень воздействия природных веществ и явлений на что-либо в окружающей среде. В настоящее время существует мировая сеть станций фонового контроля, которая охватывает все типы экосистемы: наземные и водные (морские и пресноводные). Эта работа осуществляется под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). На территории России в одиннадцати биосферных заповедниках расположены станции комплексного фонового контроля; они являются частью глобальной международной наблюдательной сети. Наземный контроль проводится, во-первых, для уточнения данных, полученных с космических или авиационных аппаратов, а во-вторых, для наблюдений, которые не могут быть осуществлены другими методами. Авиационный контроль ориентирован в основном на региональные или локальные явления.

 

35. Согласно принятому в России в 1995г. Федеральному закону «О б о собо о храняемых п риродных т ерриториях», к таковым относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны.

Заповедники

Заповедник – наиболее жесткая по природоохранным ограничениям организационная форма охраны природных территорий, которая возникла и развивалась именно в России. Само слово «заповедник» (считается, что это понятие изначально применялось к священному лесу, защищенному православной церковью) довольно трудно переводится на другие языки, и в англоязычных странах аналогом ему служит «строгий резерват» (strictreserve). Однако это не вполне точно передает суть российских заповедников как особой категории ООПТ, поэтому в последнее время в международной практике все чаще используется термин «zapovednik».

Задачи, возлагаемые на заповедники, формулируются следующим образом:

1. поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и сохранение биоразнообразия;

2. проведение экологического мониторинга, в том числе путем ведения «Летописи природы»;

3. проведение научно-исследовательской работы;

4. содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы;

5. экологическое просвещение;

6. участие в государственных экологических экспертизах по проектированию строительства, реконструкции и расширению хозяйственных объектов. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Национальные парки

Национальные парки (НП) – особая форма организации охраняемых природных территорий, где совмещаются задачи сохранения природных и историко-культурных объектов с организацией активного познавательного отдыха.

Первые НП России (Лосиноостровский и Сочинский) были образованы лишь в 1983 г. Основная причина заключалась в том, что в бывшем СССР приоритет среди всех ООПТ отдавался только заповедникам.

За сравнительно короткий период (с 1983 г. по начало 2002 г.) количество российских НП достигло 35, что составляет примерно одну треть числа заповедников, система которых формировалась на протяжении более 85 лет.

Согласно Федеральному закону, на НП возложено выполнение следующих основных задач:

1. сохранение природных комплексов и уникальных природных и историко-культурных объектов;

2. экологическое просвещение населения;

3. создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

4. осуществление экологического мониторинга и др.

Природные парки

Согласно Закону, под природными парками понимаются «природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях». Главное юридическое отличие природных парков от национальных парков заключается в их подчинении: они не относятся к объектам федеральной собственности, а находятся в ведении субъектов Российской Федерации.

Первые природные парки России, отвечающие этому статусу не только по названию, но и по содержанию, были организованы в 1995 г. На начало 2002 г. их насчитывалось 40.

Природные парки особенно необходимы в условиях высокой освоенности региона человеком, там, где от естественной природы остались лишь ее островки, окруженные хозяйственно преобразованной территорией. Организация природных парков особенно актуальна для Московской, Тульской, Курской и других областей Центральной России. Здесь они будут представлять удачную форму удовлетворения рекреационных потребностей населения, с одной стороны, и сбережения природных ресурсов, – с другой. Режим природных парков будет способствовать ограничению хозяйственной деятельности в пределах территорий, ценных в рекреационном и познавательном отношении, поможет упорядочить рекреационную деятельность, будет препятствовать дигрессии наиболее посещаемых участков.

Заказники

Государственными природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

На конец 2001 г. в России имелось более 3 тыс. заказников общей площадью более 60 млн. га (примерно 3,5% площади страны), в том числе 68 заказников федерального значения (13,2 млн. га, или около 0,8%).

В целом заказники имеют весьма существенное значение среди разных категорий резерватов и часто составляют основу региональных систем ООПТ. Из-за своего разнообразия, многочисленности, эластичности, возможности размещения в сильно различающихся по природным и социально-экономическим условиям регионах они представляют как бы поддерживающую систему в отношении ООПТ с более жестким режимом охраны (заповедники и национальные парки), повышающую эффект их деятельности. Кроме того, заказники (в первую очередь федерального значения) являются своеобразным резервом, из которого в случае необходимости и целесообразности природные объекты могут переводиться в заповедную сеть.

Памятники природы

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения

Основная цель объявления природных комплексов и других объектов памятниками природы – сохранение их в естественном состоянии.

 

36. В Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» и в ст. 58 Закона РФ «Об охране окружающей среды» особо охраняемые природные территории — это природные объекты и участки земли, водной поверхности, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значения, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен особый режим охраны. С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений установлены следующие категории особо охраняемых природных территорий, образующих природ-но-заповедный фонд: - государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); - национальные парки (федерального значения); - природные и дендрологические парки (субъектов РФ); государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов РФ); - памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ); - ботанические сады (федерального и регионального значения); лечебно-оздоровительные местности и курорты (федерального, регионального и местного значения); - территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов; - зеленые зоны городов, в том числе лесопарковые защитные пояса. К природным объектам особой охраны относятся весьма редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. Их охрана — главная цель сохранения биологического разнообразия. Специфические категории особо охраняемых природных территорий предусматриваются природоресурсным законодательством. Так, в ст. 118 Водного кодекса РФ установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов: - участки внутренних морских вод и территориальных морей Российской Федерации; - водно-болотные угодья; - водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам; - зоны охраны истока или устья водных объектов; - места нереста ценных видов рыб; - другие категории водных объектов, которые могут рассматриваться в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами. Развитие системы особо охраняемых природных территорий в России теснейшим образом связано с правами граждан на благоприятную окружающую среду и с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства этих особо охраняемых природных мест. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривается расширение площадей государственных природных заповедников и национальных природных парков до 3% площади Российской Федерации. Наряду с законами принято значительное число подзаконных актов по вопросам особо охраняемых природных территорий. Укажем некоторые из них: - Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге Российской Федерации»; - Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий; - Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. «О символике государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации»; - примерные положения о государственных природных заказниках и памятниках природы. Ряд нормативных правовых актов приняло бывшее Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ: Типовое положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации; Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации. Для каждого отдельного объекта как особо охраняемой природной территории может быть разработан индивидуальный акт, принимаемый уполномоченным органом власти. Примерами таких актов являются: распоряжение Правительства Москвы от 12 мая 1992 г. «О создании природного парка «Битцевский лес»; Постановление Правительства РФ от 9 октября 1995 г. «Об учреждении в Эвенкийском автономном округе государственного природного заповедника Тунгусский Минприроды» РФ. Для государственных природных заповедников, национальных и природных парков, природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оз-Доровительных местностей, курортов и рекреационных зон, особо охраняемых природных объектов (редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных) устанавливается свой правовой режим. Государственный контроль и управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляются в соответствии с категорией и видом особо охраняемых природных территорий органами субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией. Директора государственных природных заповедников и национальных парков, а также их заместители являются главными государственными инспекторами. Права государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков определены в ст. 34 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». За нарушение режима особо охраняемых природных территорий установлены административная ответственность с наложением штрафа и уголовная ответственность. За причиненный вред природным объектам взимается плата в зависимости от размера нанесенного ущерба.

37. Химическое загрязнение и здоровье человека.

Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву воздух или воду, переходят по экологическим звеньям одной цепи в другую попадая в конце концов в организм человека.На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не присутствовали в той или иной концентрации загрязняющиеся вещества. В зависимости от своей природы, концентрации,времени действия на организм человека они могут вызывать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение,тошноту кашель. Попадание ворганизм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению идаже смерти. Примером такого действия могут являтся смоли, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду. или аварийные выбросы токсических веществ промышленных предприятий в атмосферу.Реакция человека на загрязнение зависит от индивидуальных особенностей человека: возроста, пола состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые,престарелые, больные люди.При систематическом или периодическом поступлении в организм небольших количеств токсических веществ происходит хроническое отравление.Медики устанавливают прямую связь между ростом числа людей, болеющих аллергией,бронхиальной астмой, раком и ухудшением экологической обстановки в данном регионе. Достоверно установлено,что такие отходы производства, как хром, никель, многие ядохимикаты вызывают раковые заболевания. Ещё в прошлом веке рак у детей был почти неизвестен, а сейчас он всречается среди них всё чаще и чаще. В результате загрязнения появляются всё новые,неизвестные ранее болезни. Причины их бывает очень трудно установить.Огромный вред здоровью человека наносит курение. Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком вдыхают больше вредных веществ, чем он сам.

Биологическое загрязнение среды и здоровье человека.

Кроме химических загрязнений в природе встречаются биологические,вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находится в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов,в том числе и в самом человеке.Наиболее опасны возбудители инфекционных заболеваний. Они имеют разную устойчивость в окружающей среде. Они могут жить вне организма человека всего несколько часов; находясь в воздухе, в воде, на разных предметах, они быстро погибают, другие могут жить в окружающей среде от нескольких часов до нескольких дней, и даже лет. Для третьих окружа - ющая среда является естественным местом обитания. Для четвёртых - другие организмы, например дикие животные, являются местом сохранения и размножения.Часто источником инфекции является почва, в которой постоянно обитают возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены, нескольких грибковых заболеваний. В организм человека они могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены. Болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды и стать причиной инфекционных заболеваний человека. Поэтому воду из артезианских скважин, колодцев, родников необходимо перед питьём кипятить.В жарких странах широко распространены такие болезни амеблаз, шистоматоз, эхинококкоз и другие, которые вызываются различными паразитами,попадающими в организм человека с водой.При воздушно - капельной инфекции заражение происходит через дыхательные пути при вдыхании воздуха, содержащего болезнетворные микроорганизмы. К таким болезням относятся грипп, коклюш, свинка, дифтерия, корь и другие. Возбудители этих болезней попадают в воздух при кашле, дыхании даже при разговоре. Особую группу составляют инфекционные болезни, передающиеся при тесном контакте с больным или при пользовании его вещами, например полотенцами, платками, предметами личной гигиены и другими, бывшими в употреблении больногоК ним относятся венерические заболевания (СПИД, сифилис, гонорея), трахома, сибирская язва. Человек вторгаясь в природу, нередко нарушает естественные условия существования организмов и становится сам жертвой природно - очаговых болезней.Люди или домашние животные могут заражаться природно - очаговыми болезнями, попадая на территорию природного очага. К таким болезням относят чуму, туляремию, сыпной тиф, малярию, сонную болезнь.Возможны и другие пути заражения. Так, в некоторых жарких странах,а также в ряде районов нашей страны, встречается инфекционное заболевание лептоспироз или водяная лихорадка. В нашей стране возбудитель этой болезни обитает в организме полёвок обыкновенных, широко распространённых в лугах около рек.Заболевание лептоспирозом носит сезонный характер, чаще встречается в период сильных дождей и в жаркие месяцы (июль - август). Человек может заразиться при попадании в его организм воды, загрязненной грызунами. Находясь в районах природных очагов заболеваний, необходимо соблюдать специальные меры предосторожности.

 

 

38. Гри́нпис (англ. Greenpeace — «зелёный мир») — международная общественная природоохранная организация, основанная в городе Ванкувер (Канада) 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом.
Основная цель «Гринпис» — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путём привлечения к ним внимания общественности и властей.
Организация существует только за счёт пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса.
«Гринпис» известен своими громкими акциями, нацеленными на привлечение внимания СМИ к экологическим проблемам. Свидетельствование — один из принципов организации. «Гринпис» стремится побывать на месте экологического преступления и предоставить людям независимую и достоверную информацию.
В России - Международное Экологическое общественное движение «Живая планета»

39. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧНОСТИ - измеренные результаты функционирования системы экологического управления, относящиеся к контролю экологических аспектов деятельности организации, основанных на экологической политике, ее целях и задачах
Последние устанавливают принципы охраны и рационального использования природных ресурсов, в частности воды, воздуха, почв, земель, полезных ископаемых, а также показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели использования природных ресурсов.
Основными нормативными показателями экологичности производственного оборудования и технологических процессов, а также предприятий и транспортных средств являются предельно допустимые выбросы (ПДВ) в атмосферу, предельно допустимые сбросы (ПДС) в гидросферу, предельно допустимые энергетические воздействия (ПДЭВ) (7) и нормативы образования отходов и лимиты их размещения.
Сущность введения предельно допустимого выброса в атмосферу (ПДВ) состоит в ограничении выбросов и обусловлена тем, что при существующих методах сокращения отходов производства практически невозможно избежать проникновения в атмосферу вредных веществ.
Вместе с тем нужно уменьшать выбросы до уровней, обеспечивающих соблюдение предельно допустимых концентраций (ПДК).
Для выявления связи между ПДВ и ПДК исследуют закономерности распространения примесей от их источников до зоны воздействия, обусловленные их рассеянием в атмосфере.
Определение предельно допустимых выбросов производится на основании расчета рассеивания примесей в атмосфере; для этого используется «ОНД−86».
Если в воздухе городов или других населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК (4), а значения ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, вводится поэтапное снижение выброса вредных веществ до значений, обеспечивающих ПДК.
На каждом этапе до обеспечения ПДВ устанавливают временно согласованные выбросы (ВСВ) на уровне выбросов предприятий с наилучшей технологией производства или на уровне предприятий, аналогичных по мощности и технологическим процессам. Расчет ВСВ производится аналогично ПДВ.
− масса вредного вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.
Нормы предельно допустимого сброса вещества в водный объект (ПДС) (6) устанавливают с учетом ПДК веществ, загрязняющих водную среду в местах пользования, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями.
ПДС определяются для всех категорий водопользования как произведение максимального часового расхода сточных вод (м3/ч) на концентрацию в них загрязняющих веществ (г/м3).
В соответствии с санитарными правилами и нормами охраны поверхностных вод от загрязнений для сбросов сточных вод в черте города или населенного пункта с = ПДК.
К нормативным показателям экологичности технических систем относятся также предельно – допустимые энергетические воздействия (ПДЭВ) шума, вибрации, ЭМП.

40. ОВОС(оценка воздействия на окружающую среду) — процедура учёта экологических требований планируемой деятельности при подготовке принятий решений на предпроектной и проектной стадиях.

Цели ОВОС:

1)определение масштаба и возможной потенциальной угрозы

2)сравнение проекта с его альтернативами

3)выявление возможных контрмер по уменьшению ущерба

ОВОС направлен на:

1.качество окружающей природной среды

2.радиационную безопасность

3.здоровье людей

4.экосистемы и отдельные виды растений и животных

5.здания и памятники

Доп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: