Концептуальная основа
· Концепция музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского
· концепция музыкального образования как процесса общения с духовными ценностями (Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, Д.Б.Кабалевский и др.)
· Концепция Л. А. Безбородовой и Ю. Б. Алиева.
· Концепция обучения музыке Н.А. Бергер.
· Концепция музыкального воспитания школьников шестилетнего возраста Н.А.Ветлугиной.
Подходы:
Подходы личностно-деятельностный (А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина), ценностно-ориентированный (С.Л. Рубинштейн, Л.К Столович)
Деятельностный подход
Принципы:
ü Принцип личностной направленности педагога создаёт оптимальные условия для музыкальной деятельности. Тщательный отбор материала должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка.
ü Принцип интеграции определяется в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
ü Принцип максимального использования от простого к сложному развивает потенциал ребёнка в музыкальном развитии.
|
|
ü Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
ü Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
ü Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Предметное содержание
Метроритм – дети учатся воспринимать сильную и слабую доли на слух, отмечая в движениях сильную долю хлопком, взмахом платка, притопом, а также на слух определять музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4, осознано выполняя движения в этих размерах.
Элементы музыкальной грамоты в передаче движениями. Определение характера музыки (веселый, грустный), темпа (быстрый, медленный), жанров музыки (марш, полька, вальс), пауз и т.д
Музыкальные произведения: Полонез, мазурка и т.д.
Методы
1. Наглядный;
2. Словесный;
3. Метод практической деятельности.
Формы
Обучение на занятиях, уроках
Представление в форме концерта, открытого урока
Средства
¾ О.П. Рыданова, А.И. Катинене Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 1998. — 240 с.
¾ Музыкальное движение. С. Руднева, Э. Фиш. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб, 2000.
|
|
¾ Программы по хореографии и ритмике для общеобразовательных школ:программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования, 2001г.
¾ И.В. Лифиц Ритмика: Учебное пособие. М., 2005.
¾ С.Д. Руднева, Э.М. Фиш. «Ритмика. Музыкальное движение». М.: Просвещение,1972.
¾ Г.А. Калдоницкий. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» (учебно-методическое пособие для педагогов). М.1998.
¾ Методическое пособие по ритмике. Франио Г. Издательство «Музыка»
¾
Результат
Чтобы выявить уровень развития чувства ритма младшего школьного возраста используем два диагностических задания из методики диагностики О.П. Рыдановой.
Исполнение ритмического рисунка с помощью хлопков.
Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии русской народной песни «Ах вы сени» (аудизапись)
Педагог предлагает детям самим прохлопать ритм мелодии.
Критерии и оценки выполнения задания:
3 балла – точное выполнение ритмического рисунка
2 балла – допускает небольшие неточности
1 балл – ритмический рисунок не соответствует мелодии