Идеология петровских реформ. Феофан Прокопович

К началу 18в тенденция к превращению сословно-представительной монархии в абсолютную стало определяющей в практике реализации верховной власти и построении бюрократического аппарата. Организация государственной власти и система управления подверглись существенным изменениям. Одним из сторонников реформ и активных деятелей был Ф. Прокопович (1681-1736). Ему принадлежит ряд произведений, написанных на политические и религиозные темы: «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент», трагикомедия «Владимир», «Слово похвальное о преславной над свейскими войсками победе», трактаты «Поэтика» и «Риторика» и ряд стихотворных поэм. Феофан был образованнейшим человеком своей эпохи, обладателем одной из обширнейших в стране библиотек. При построении своей политической концепции он обращался к трудам античных и современных западно-европейских мыслителей, а также широко пользовался отечественной литературной традицией. В своих рассуждениях Прокопович сумел соединить аргументы естественно-правовой теории с догмами богословия.

В истории русской политико-правовой мысли он первым обратился к исследованию процесса происхождения государства. Высшая власть в обществе образовалась путём договора, при заключении которого народ полностью отказался от своего суверенитета и полностью вручил его верховной власти. При этом народ мог выбрать себе любую форму правления. Среди таких форм Прокопович называет монархию, аристократию, демократию и «смешанный состав». Республики (аристократия, демократия) не вызывают его одобрения. В аристократии – корыстная борьба партии разоряет страну, демократия – частые мятежи и смуты. Рассматривая монархию как форму организации власти, Прокопович исследует два её варианта: ограниченную и абсолютную. В первой – государь связан определёнными обязательствами, за нарушение которых он может быть лишён власти. Для России же самой «многополезной» и «благонадёжной» формой является абсолютная монархия, которая способна обеспечить русскому народу «блаженство». Монарх Прокоповича – это просвещённый государь, который обязан заботиться не только об общем благе, но и о распространении просвещения, искоренения предрассудков, устроение правосудия и осуществлении хорошего управления страной. Такое понимание верховной власти во многом было новым для русской политической мысли начала 18в.

10. Просвещённый абсолютизм. «Наказ…» Екатерина Второй.

Под просвещённым абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещённый абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазномуразвитию. Третьи подходят к вопросу о просвещённом абсолютизме с академической позиции, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

18в был временем господства просветительской идеологии. Французские просветители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Они исходили из теории «естественного права». Все люди, по их мнению, от природы были свободны и имели равные права. Однако человечество в своем развитии нарушило естественные законы жизни, что привело к несправедливости, угнетению и рабству. Политика просвещённого абсолютизма в России, также как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления феодального строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой Французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещённого абсолютизма. Екатерина 2 обнаружила ум и способности крупного государственного деятеля. Она была весьма образованна и по степени своих знаний о мире находилась на уровне тогдашней науки. В условиях начавшегося разложения феодально-крепостнического строя она должна была выработать политику, отвечающую условиям нового времени. Эта политика и получила название «Просвещённого абсолютизма». Екатерина 2 использовала в своей государственной практике идеологию просвещения, идейно подготовившего ВФР. С 1763 г. Екатерина 2 начала постоянную переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними государственные дела. Она подчеркивала, что книга Монтескье («О духе законов») стало ее путеводителем в политике. Страны Западной Европы заговорили «О Великой Семирамиде Севера».

в 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, которая должна была подготовить новое Уложение законов. В России всё ещё продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г.

В течение 2 лет (1764-1765) императрица работала над составлением Наказа депутатам, положив в его основу знаменитый трактат франц. Мыслителя Монтескье («О духе законов»), а также идеи других крупнейших просветителей.

«Наказ» оправдывал установление в России самодержавия на том основании, что в столь огромной государстве другой политический строй невозможен. Гарантией от превращения неограниченной монархии в тиранию могли бы служить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Однако сами эти органы должны были создаваться и действовать по воле самодержца. В более глубоких изменениях нуждалась судебная система. «Наказ» отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни, предлагал отделить судебную власть от исполнительной.

Главным вопросом российской действительности того времени являлось КП. Екатерина, воспитанная на идеалах Просвещения, отрицательно относилась к КП, видя в нем «человеческому роду нестерпимое положение». Она также понимала, что освобождения крестьян требует хозяйственный прогресс. В манифесте по случаю своего вступления на престол говорила: «Намеренны мы помещиков при их имениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать». Это объяснялось стремлением Екатерины заручиться поддержкой дворянства. В первоначальном проекте «Наказа» говорилось о необходимости смягчить положение крепостных и предоставить им право собственности на имущество. В окончательный вариант эти слова не попали.

В Уложенной Комиссии лишь несколько депутатов выступили за то, чтобы облегчить участь крестьян. Предлагалось запретить увеличение крестьянских повинностей сверх установленного законом уровня и даже передать крепостных в распоряжение специальной коллегии, которая бы и взимала повинности в пользу помещиков. Однако большинство дворянских депутатов встало на защиту крепостничество и своих привилегий. Идти наперекор дворянству царица не могла, т.к. они являлись её опорой.

Депутаты-горожане радели лишь о праве покупать крепостных, да об отстранении дворянства от торговли. Российское купечество еще мыслило по-старому, стремясь не к политическим правам и юридическим гарантиям, а лишь к сословным привилегиям. Оно не могло стать опорой императрицы, мечтавшей о создании в России третьего сословия.

В конце 1768 г. Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи. КП в России сохранилось. Вторую половину 18 в. часто называют «Золотым веком» поместного дворянства. И действительно, именно на это время приходится как расцвет дворянской культуры, так и максимальное усиление крепостничества. Однако традиционное утверждение, что Екатерина окончательно лишила крестьян правовой защиты государства, запретив им жаловаться на своих господ, всё же не соответствует действительности. Такое распоряжение было издано в 1767 г. Речь шла, однако, не о запрещении вообще жаловаться на помещиков, а лишь о запрете подавать челобитные непосредственно государю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: