Политические уроки смуты. «Временник» Ивана Тимофеева. «Словеса дней и царей и святителей московских»

Рубеж 16-17 вв., получивший название Смутного времени, был тяжёлым и тревожным временем для России. Нужды социальной и политической деятельности выдвинули ряд серьёзных и политических проблем, требующих неотложного разрешения. Особенностью политической мысли этой эпохи является её рубежное состояние. Наиболее яркое и полное выражение политические идеи конца 16 в - первой четверти 17в. получили во «Временнике» Ивана Тимофеева.

Он высказывался практически по всем острым политическим проблемам современности, сформулировав оригинальные суждения по наиболее значимым политическим сюжетам, сопровождая их к тому же анализом исторической ситуации, при помощи которого он старался раскрыть политическое содержание современных ему событий. Цель произведения «Временника» заключалась в извлечении политических уроков из трагических событий Смутного времени. В центре внимания Тимофеева группа политических проблем, связанных с выявлением происхождения власти, её сущности и в особенности форм её организации и способов её реализации. С разрешением этих тем связанно у него и моделирование нравственно-политического облика царствующей персоны. Логическим завершением всех его рассуждений является теория, определяющая правовое положение властвующих и подвластных, и связанные с ней вопросы о социальных и политических правах подвластных, и в частности в их праве на ту или иную форму сопротивления «Злонамеренной власти».

Наиболее законным вариантом происхождения власти Тимофееву традиционно представляется наследственное восприемство престола. Однако замещение престола не в наследственном порядке стало реальным фактом.

Он резко критиковал Иван Грозного, называя его гневным; резкое отношение и к Борису Годунову (рабоцарь) – человеку не царской крови. Критика Лжедмитриев, особенно Гр. Отрепьева, плох и Василий Шуйский. Смутное время, считал Тимофеев, это Божья кара за гордость, пьянство и т.д. Руси. Тимофеев считал, что необходима строгая власть, что Россия – вдова, оставшаяся без мужа (государя). В России необходимо чтить традиции и обычаи, как государю, так и его подданным.

7. "Политика" Ю.Крижанича(1618-1683)

В «Политике» Крижанич рассмотрел большой круг проблем: экономических, социальных, и политико-юридических. Его анализ состоит из критических замечаний и позитивной программы, намечающей необходимые преобразования. В «Политике» много внимания уделяется исследованию вопросов о происхождении государства, его целях и задачах. Божественная сущность верховной власти является неоспоримой. Цель государства Крижанич определяет как достижение «общей пользы» для всех членов общества. Следуя Аристотелю, Крижанич делит все существующие формы правления на три правильные и три неправильные, последние – извращённые варианты от первых.

Три правильные: совершенное самовладство (абсолютная монархия); боярское правление и общество или посадское правление (республики). Самовладству противостоит тирания; боярскому правлению – олигархия и общевладству – анархия. Наилучшей формой из них является «совершенное самовладство». Всё управление государством должно быть сосредоточено в руках верховного правителя. На троне Крижанич предпочитает видеть короля-философа. Он считает обязательным наличие у правителя знаний; хорошо также, когда знания есть и у всего народа. Королям она особенно необходима, т.к. они не имеют права учиться на собственных ошибках.

Крижанич выступает также с критикой ряда пороков в русской политической и социальной жизни. Он осуждает раболепие. Термины «рабство» и «холопство» он обычно употребляет синонимично. Подобно современным ему западноевропейским мыслителям, он различает два вида рабства: социальное (крепостничество) и подданническое (подданство). Крижанич осуждает крепостное право, доказывая, что истинная свобода может быть только в такой стране, где каждый человек пользуется своим трудом и распоряжается своим имуществом. Крижанич выдвигает сумму гарантий, с помощью которых возможно предотвратить превращение «совершенного самовладства» в тиранию. Прежде всего, это наличие на троне монарха-философа, затем принятие и соблюдение хороших законов, соответствующих божественным и «природным» установлениям. И, наконец, нормативная регламентация всех сословий и чинов в государстве, согласно которой для каждого сословия будут определены обязанности в отношении ко всему обществу. В обязанности просвещённого монарха вменяется забота о благополучии страны. Прежде всего, необходимо позаботиться о развитии промыслов и упорядочении торговли. Справедливость у Крижанича тождественна закону. Для составления новых законов недостаточно знать все законы и обычаи своей страны, а необходимо также изучить законы «долговременных государств» и позаимствовать их опыт. Русские законы он считает очень жестокими, поэтому он всячески намекает на необходимость смягчения санкций современного ему русского законодательства.

Крижанич в вопросе по внешней политике придерживался традиционной для русской политической мысли ориентации. Он настаивал на необходимости установления добрососедских отношений с окружающими странами.

Вся сумма взглядов Крижанича рисует нам образ человека нового времени. Он живёт и работает на рубеже веков, хорошо представляя себе не только пути, уже пройденные Россией, но и дальнейшие перспективы её экономического и политического развития. В его «проспект-проектах», как отмечал В.О. Ключевский, уже «видны реформы Петра Великого».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: