Споры о роли церкви в государстве и обществе. «Нестяжатели» и «Иосифляне»

 

Наиболее яркие споры вокруг ключевой проблемы того времени разгорелись между нестяжателями и иосифлянами. Нестяжатели (теоретик и главный деятель Нил Сорский) выдвигали идеи о том, что:

· Идеальной формой монашеского существования является скит.

· Церковь не должна вторгаться в мирскую жизнь

· Считали недопустимым преследование еретиков и сторонников других религиозных взглядов.

Эти положения развил Васиян Патрикеев, который предлагал лишить монастыри имущества.

Нилу Сорскому оппонировал Иосиф Волоцкий (предводитель и идеолог иосифлян). Он создал монастырь с очень строгим уставом. Иосиф Волоцкий считал, что монах должен быть беден, но церковь богата. Таким образом, он критиковал покушения на церковное имущество. Власть, по его мнению, должна защищать церковь и, прежде всего, уничтожать инакомыслие. Иван III в своих попытка сосредоточения и централизации своей власти попытался отобрать у церкви часть имущества: в 1478 году он конфисковал половину владений новгородского архиепископа и 6 монастырей, а на церковном соборе 1503 года пытался забрать в свою пользу все земли церковнослужителей, но встретил активное сопротивление и вынужден был отступить. Василий III, наоборот, проникся идеями иосифлян, за что получил поддержку влиятельного игумена Иосифа Волоцкого и митрополита Даниила.

Проблема происхождения великокняжеской власти. «Сказание о князьях Владимирских», концепция «Москва – 3 Рим»

 

Проблема России в мире возникла в связи с падением в 1453 году Константинополя. С этих пор Русское государство осталось последним оплотом православия.

«Сказание…» описывает политическую преемственность московских князей. После смерти Ноя вся земля была разделена между его тремя сыновьями. Далее раскрывается сложное генеалогическое древо, сводящееся к тому, что Рюрик является потомком Пруса, родственника римского царя, завоевавшего Египет.

Иначе говоря, русские князья объявлялись наследниками римских императоров. Таким образом, к XVIвеку был решен вопрос о происхождении русского государства, его князей и церкви. Была установлена генеалогия власти.

Автор теории «Москва – 3 Рим» - митрополит Фелофей, принадлежал по своим взглядам к иосифлянам. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковью. Наиболее подробно разработан вопрос о значении законной царской власти для всей русской земли… Согласно его теории, князю следует править по заповедям. Много внимания уделяется также божественному происхождению царской власти. Кроме того, выдвигается тезис об естественности социальной иерархии, православие объявляется единственно истинной верой, все остальное – ересь.

Русский монарх после падения Константинополя должен занимать особую роль в мире. В итоге. Делается вывод о том, что Москва – вечная наследница христианского Рима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: