Ранний русский либерализм В.Т. Грановский, К.Д. Каверин, Б.Н. Чичерин

Либеральная мысль зарождалась в постоянном противостоя и преодолении традиций самодержавного и крепостнического произвола, бюрократической безответственности. Она была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное существование. Одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву.

Крупнейшей фигурой либерально-философской мысли второй половины 19 века, был Б.Н. Чичерин (1828-1904), автор пятитомника «история политических учений», а так же ряда фундаментальных работ в области государствоведения и философии право - «о народном правительстве», «курс государственной науки», «философия права». Активный защитник «великих и прекрасных реформ» начала царствования Александра 2 и сторонник в отдаленной перспективе конституционной монархии. Государство, по Чичерину, предстает в истории союзом народа, связанного с законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Частное благо есть цель не государства, а гражданского общества. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, оно же определяет и защищает права и свободы (причем гражданские, а не естественные). Суть либерализма по толкованию Чичерина состоит в представлении о человеке как о существе свободном, которое в таком качестве вступает в общество. Таким оно остается даже когда подчиняется гражданским обязанностям и повинуется власти.

Чичерин разделяет либерализм в нескольких направлениях. Низшую ступень занимает либерализм уличный (подвержен своеволию, отсутствует уважение к чужому мнению и человеческой личности). Другой вид либерализма – оппозиционный (против государственности, но в революции не участвуют). Третий вид – правильный, охранительный (либерализм движется сверху, убеждает власть, а не давит на нее).

Более традиционными либеральными теоретиками выгладят Кавелин и Грановский. Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885). Согласно его представлению основу и движущую силу исторического процесса образует борьба личности за свободу и постепенное изменение общественных форм – от родовых отношений к семейным, которые в свою очередь переходят к государству. Другой либерал Грановский придерживался тех же ключевых идей в либерализме: 1. ключевая роль личности в развитии человечества 2. тезис о эволюционности развития (кровный союз – гражданский союз – государственный союз) 3. представление о ведущей роли государства в общественных отношениях; государство гарант свобод.

Таким образом, в начале 60-х годов 19 века был сформирован ранний русский либерализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: