60-е гг. 19 в. отмечены появлением новых моментов в идейном содержании общественных движений. Этот период изобилует радикальными программами и не менее радикальными общественными акциями. Историки называют его периодом образования революционного утопического социализма на российской почве, возникающего из соединения двух потоков – русского утопического («крестьянского») социализма и массового революционного движения в среде разночинной интеллигенции.
Отличительные черты, особенности русского социализма в с 19в:
1. идеи миновать капитализм
2. мессианство (идеи спасения человечества)
3. грубоуравнительные тенденции (взять и разделить)
4. жестокие методы
5. основная социальная база – крестьяне.
Герцен (1812-1870) в 1848г. Уехал на Запад. Первоначально по своим убеждениям он был западником, считал, что Россия и Запад идут по одному пути развития. Но, осознав всю реальность Европы и увидев, что минусы в жизни общества там также есть, Герцен переменил свои убеждения и сформулировал свои социалистические идеи:
|
|
· нынешнее состояние России и Запада неприемлемо (нужно срочно что-то менять)
· альтернатива – светлое будущее социализма
· разница в путях развития: Россия достигнет социализм, минуя капитализм, а Запад, т.к. капитализм там уже присутствует, должен его преодолеть. Преодолевать капитализм на Западе будут рабочие, а в России – крестьяне, т.к. живут в общине, ее нужно сохранить, тем более что у общины есть важные плюсы (коллективная собственность, социальное равенство, демократический способ решения спорных и конфликтных ситуаций по большинству голосов).
Социализм в Европе 19в – городское политическое течение, которое не отбрасывает капитализм, а демократическим путём собственность переносят в общественное благо, в общественное пользование. В России социалистическая мысль появляется в сер 19в и больше она похожа на Европейскую мысль средневековья, т.е. утопична.
Видными представителями русского утопического социализма стали Герцен и Чернышевский. Герцен признавал свою близость и уважение к позициям славянофилов. К идеям и конструкциям общинного социализма одновременно пришли многие социальные философы, однако приоритет здесь принадлежит Герцену. Именно он воспринял сельскую общину как главный опорный элемент в здании будущего русского социализма. Эта тема обсуждалась им одновременно с темой отсталости России, ее самобытности и особой миссии в деле общественных преобразований у себя и других народов.
Народничество.
Революционерами этого времени именуются народниками (революционные демократы). Выделяются два типа народников:
|
|
§ либеральные – те, кто пытаются продвинуть свои социалистические идеи при существующей власти;
§ революционные, общая идея у которых – капитализм можно обойти.
Организация «Народная воля». Цель – убийство царя. В 1880 г. Создали свою «Программу исполнительного комитета «Народной воли»:
Государство – крупнейший капиталистический эксплуататор. Борьба капиталистического начала (правительство) и традиционного морального уклада (крестьяне). Создание народного представительства виде парламента, областного местного самоуправления. Устанавливаются демократические свободы, земля переходит к народу, хотя про частную собственность в их программе сказано не было. Наверно можно сказать, что это является элементами либерализма.
Революционных народников подразделяются на три толка.
- анархическое (бунтарское) направление. М.А. Бакунин – текст «Наша программа» 1868г. Цель: освобождение народа:
ü умственное (атеизм)
ü социально-экономическое (от собственности, при этом собственность должна перейти в руки тех, кто работает)
ü политическое (ликвидация государства любого вообще, идеал - анархия)
Средство достижения поставленной цели – бунт.
- заговорщицкое направление (блонкисты). П.Н. Ткачев. Они давали негативную оценку действительности. Государство лишено политической опоры, но ею может стать буржуазия. «Государство висит в воздухе» - бюрократия существует сама для себя. Следовательно, необходимо совершить революционный переворот, который может осуществить организованное меньшинство. Захват власти – это только прелюдия революции. Сама же революция у заговорщиков предполагала:
1) ликвидацию частной собственности
2) ликвидацию социального неравенства
Чтобы решить эти задачи необходимо государство, которое будет следить за имуществом классов.
- Пропагандистское направление. П.Л. Лавров считал, что:
1) двигатель истории – критически мыслящая личность
2) русская интеллигенция находится в долгу перед народом, т.к. народ работает, народ трудится. Долг этот надо вернуть, т.е. освободить народ, т.е. должна произойти революция
3) решающее значение для политической борьбы имеет пропаганда (убеждение), прежде всего в среде крестьянства, т.к. это половина населения России
4) первое время после захвата власти должна установиться диктатура (согл. с Ткачёвым), но кратковременная.