Особенности политического процесса Российской Федерации

Гражданин должен быть (Алмонд):- активным- включенным- рациональным. Политический процесс в России представляет собой широкую палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функций, которые задаются системой культуры, традициями, конфес-сиональной средой, ментальностью общества, особенностями исторического развития, чертами психологического склада этносов и т.д. Обозначенные социальные переменные предполагают определенную интерпретацию политических ролей и функций, заметно отличающуюся от той, которая принята в современных демократиях. Поведение субъектов власти и властных институтов в России имеет иные логику и происхождение. Первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур. Вторая особенность политического процесса в России - отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.
Новые политические силы, представляющие интересы зарождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники и т.д.) имели худшие стартовые позиции при переходе к рыночной экономике, чем, например, работники государственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой экономики». Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политических сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализации своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.). Третья особенность политического процесса в России состоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского обще-ства весьма условны. Четвертая особенность политического процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы. Пятая особенность политического процесса в России выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства, как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества.

31.Понятие, структура и сущность государственного управления. Государственным управлением считают один из типов социального управления. Элементарное представление о государственном управлении – отношения власти и обратной связи. Но на самом деле этот вопрос гораздо сложнее.В американской традиции государственное управление разбивается на 2 блока: государственную политику и способы, методы реализации отношений (управления). Государственное управление – организованный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны государственных органов за всеми сферами общественной и, следовательно, государственной жизни. Государственное управление начинается с принятия политического решения, а оно состоит из выбора различных альтернатив: нет выбора – нет решения. Основные этапы процесса государственного управления: 1) Формирование субъекта государственного управления (государства в совокупности всех своих государственных органов, 3 ветви власти). Способы формирования политических субъектов:- элитизм (граждане участвуют в формировании институтов власти через идею политического представительства, формируют политические институты, наполняя их профессионалами, элитой; Моска, Парето) - корпоративизм - плюрализм - партисипаторный (формирование институтов власти снизу вверх, отсутствует даже намек на жесткую вертикаль власти); 2) Разработка и принятие политических решений и их реализация + альтернативная концепция государственной политики; 3) Использование определенных административных процедур и методов администрирования; 4) Различные формы контроля и арбитража за выполнением государственных решений.Процесс формирования субъекта не связан непосредственно с управлением. Речь идет о запуске политической системы. Руководит правящая элита – разрабатывающая непосредственно государственный курс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: