Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

В российском трудовом праве институт коллективных трудовых споров — сравнительно новое правовое явление в отличие от института индивидуальных трудовых споров. Становление и развитие института коллективных трудовых споров началось с принятия в 1989 г. Закона СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)". В дальнейшем этот институт получил правовое оформление в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", основные положения которого воспроизведены в гл. 61 Трудового кодекса.

Появление в Трудовом кодексе специальной главы о коллективных трудовых спорах в целом следует рассматривать как позитивное решение законодателя, поскольку это способствует систематизации норм трудового права, регулирующих коллективные трудовые споры, в едином кодифицированном акте.

В определении коллективного трудового спора расширен круг вопросов, составляющих предмет спора: предусмотрена возможность возбуждения коллективного трудового спора в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организациях. Появление такого вида коллективных трудовых споров обусловлено вероятностью нарушения требования ст. 8 (ч. 3) ТК, в соответствии с которым работодатель при принятии локальных нормативных актов в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, обязан учитывать мнение представительного органа работников.

Закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" определяет некоторые основные понятия, являющиеся принципиальными для данной сферы регулирования трудовых отношений.

Так, под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Закон предусматривает примирительные процедуры, т. е. рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Сторонами в споре являются:

§ представители работников, которыми могут быть органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, а также органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников и уполномоченные им;

§ представители работодателей, которыми являются руководители организаций или другие полномочные лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Моментом начала коллективного трудового спора считают день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщения работодателем в установленный срок своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: