Порядок урегулирования споров, вытекающих из нарушения обязательств по договорам на перевозку грузов

Действующее транспортное законодательство предусматривает претензионный порядок урегулирования споров, возникающих между контрагентами в связи с перевозкой грузов.

Претензионный порядок – это досудебный порядок урегулирования споров. Он предполагает направление соответствующего письма - претензии контрагенту с изложением существа допущенных нарушений, требований по их устранению к определенному сроку, или предложений по разрешению возникшего спора. К претензии прилагаются документы, подтверждающие обоснованность заявленных требований. К претензии в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза в обязательном порядке прилагаются перевозочные документы, документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза.

Контрагент может согласиться с претензией, и тогда обращение в арбитражный суд становится излишним, или не согласиться с претензией, а также проигнорировать ее, и тогда такое обращение становится необходимым.

Ответ перевозчика о признании претензии полностью или в части является основанием для взыскания признанной суммы (если перевозчик не перевел ее добровольно) в бесспорном порядке на основе исполнительной надписи нотариуса.

#G0Иски грузоотправителей и грузополучателей к перевозчику могут быть предъявлены только в случаях полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо неполучения ответа в течение сроков, установленных транспортным законодательством.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности перевозчика по предъявлению претензии к грузоотправителям и грузополучателям. Поэтому предъявление претензий перевозчиков к грузоотправителям и грузополучателям не является обязательным. Если же они намерены это сделать, то претензия должна быть направлена в пределах срока исковой давности, который для перевозчика составляет шесть месяцев. Суды не вправе отказать в приеме исковых заявлений от перевозчиков к своим контрагентам со ссылкой на несоблюдение претензионного порядка рассмотрения споров.

Последствиями несоблюдения претензионного порядка урегулирования хозяйственных споров грузоотправителями и грузополучателями являются: оставление поданного искового заявления без движения (ст.128 АПК) либо оставление принятого к производству искового заявления без рассмотрения (ст.148 АПК).

В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта (ст.121-126 УЖД):

- претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, предъявляются к организации железнодорожного транспорта, непосредственно осуществлявшей перевозку грузов, а претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются к:

а) организации железнодорожного транспорта, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция;

б) соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт;

- претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии в отношении штрафов и пени - в течение сорока пяти дней.

Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении:

а) возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза - со дня выдачи груза;

б) возмещения за утрату груза - по истечении тридцати дней со дня окончания срока его доставки;

в) возмещения за утрату груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;

г) возмещения за утрату грузобагажа - по истечении тридцати дней после окончания срока доставки грузобагажа физических лиц и по истечении десяти дней после окончания срока доставки грузобагажа юридических лиц;

д) просрочки доставки груза, грузобагажа - со дня выдачи груза, грузобагажа;

е) возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров - со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) перевозчика о начислении соответствующих платы, штрафа;

ж) взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки - по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа;

з) взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам либо арендованных ими без согласия их владельца, - по истечении срока доставки таких вагонов, контейнеров после выгрузки грузов или возврата их в пункт приписки;

и) иных возникших в связи с осуществлением перевозки случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий;

- перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии;

- полученную претензию перевозчик должен рассмотреть и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии;

- срок исковой давности по перевозкам грузов железнодорожным транспортом составляет один год со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

В соответствии с Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ст.39-42 УАТ):

- право на предъявление к перевозчикам претензий имеют лица, заключившие договоры перевозки, договоры фрахтования, грузополучатели, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками, фрахтовщиками своих обязательств по перевозке грузов, предоставлению транспортных средств;

- претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, который составляет один год и исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, в том числе в отношении:

а) возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) груза, - со дня его выдачи;

б) возмещения ущерба, причиненного утратой груза, - со дня признания груза утраченным;

в) просрочки доставки груза - со дня его выдачи;

- перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии.

В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта (161-163 КВВТ):

- претензии, возникающие в связи с перевозками грузов, предъявляются перевозчикам по месту их нахождения;

- претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. Сроки исковой давности исчисляются в отношении:

а) возмещения ущерба за утрату груза или буксируемого объекта - по истечении тридцати дней со дня окончания срока доставки груза или буксируемого объекта;

б) возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза - со дня выдачи груза;

в) несоблюдения срока доставки груза, возврата излишне уплаченной провозной платы - со дня выдачи груза;

г) возмещения ущерба за недостачу однородных грузов, перевозки которых осуществляются навалом, насыпью или наливом и отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, - со дня подписания акта сверки расчетов за количество принятых для перевозки и сданных грузополучателям грузов;

- перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии;

- срок исковой давности составляет один год и начинается со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания (ст.402-407 КТМ):

- претензии предъявляются:

а) к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, а если перевозка груза не была осуществлена, то к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее;

б) к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки, если перевозка осуществлялась в смешанном сообщении;

- претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности, который составляет один год. Указанный срок исчисляется по требованиям, возникающим вследствие:

а) возмещения ущерба за утрату груза - по истечении тридцати дней со дня, в который груз должен быть выдан, а при перевозке в смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;

б) возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей - со дня выдачи груза. а если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан;

в) возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна, премий за досрочную погрузку или выгрузку груза - со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза;

г) ко всем остальным случаям - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования;

- перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из договора морской перевозки груза, в течение тридцати дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии;

- со дня предъявления к перевозчику претензии течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока.

В соответствии с Воздушным кодексом (ст.125-127 ВК):

- претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:

а) о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки - со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты - с даты составления коммерческого акта;

б) о возмещении вреда в случае утраты груза - через десять дней по истечении срока доставки;

в) о возмещении вреда в случае утраты почты - по истечении срока доставки;

г) о возмещении вреда во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии;

- перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии;

- в случае повреждения (порчи) груза при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику претензию не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза;

- в случае просрочки доставки груза претензия должна быть предъявлена в течение двадцати одного дня со дня передачи груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта;

- в случае утраты груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, или со дня, когда воздушное судно должно было прибыть в аэропорт пункта назначения, или со дня прекращения воздушной перевозки;

- перевозчик обязан в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии;

- течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, а в случае неполучения такого ответа - через сорок пять дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты. Срок исковой давности составляет один год.

Ответственность за нарушение обязательств по перевозке грузов

- ответственность устанавливается Гражданским кодексом, транспортным законодательством, а также соглашением сторон, если закон это допускает;

- соглашения об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, предусмотренных транспортными уставами и кодексами;

- основаниями ответственности являются: неподача транспорта или его неиспользование; несохранность груза; просрочка доставки груза; нарушение иных обязательств по договору перевозки груза.

 

Неподача транспорта или его неиспользование

Ответственность сторон возникает в соответствии с транспортным законодательством. Соглашением сторон может быть установлена только дополнительная ответственность по сравнению с той, что установлена транспортным законодательством.

Так, ст.94 УЖТ (Устав железнодорожного транспорта) за невыполнение принятой заявки предусматривает ответственность в виде штрафа в следующих размерах:

а) в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах:

- 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза;

б) в отношении грузов, перевозка которых установлена в контейнерах:

- 0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно;

- минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно;

- двукратного размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн.

За неподачу перевозчиком рефрижераторных вагонов, транспортеров в соответствии с принятой заявкой или за неиспользование грузоотправителем поданных рефрижераторных вагонов, транспортеров либо за отказ грузоотправителя от выделенных в установленном порядке рефрижераторных вагонов, транспортеров с перевозчика или грузоотправителя взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза.

Грузоотправитель уплачивает перевозчику сбор за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения в следующих размерах:

а) в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах:

- 0,04 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза;

б) в отношении грузов, перевозка которых установлена в контейнерах:

- 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно;

- 0,4 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно;

- одного минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн.

В случае, если грузоотправитель предупредит перевозчика о неиспользовании вагонов, контейнеров не менее чем за два дня до дня погрузки грузов, размер штрафа снижается на одну треть.

Автотранспортное предприятие или организация за невывоз груза, а равно за непредоставление транспортного средства уплачивает грузоотправителю штраф в размере 20 процентов стоимости перевозки невывезенного груз. В свою очередь грузоотправитель за непредъявление автотранспортной организации к перевозке груза, а равно за отказ от пользования транспортным средством уплачивает транспортной организации 20 процентов платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством (п.1 и п.2 ст.34 и п.1 и п.2 ст.35 УАТ).

На внутреннем водном транспорте перевозчик за неподачу транспортных средств, а грузоотправитель за непредъявление груза, а также за неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут имущественную ответственность в виде штрафа в следующих размерах:

а) при перевозке груза на судне:

- 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза;

б) при перевозке груза в контейнерах:

- 0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно;

- минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно;

- двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн (ст.115 КВВТ).

Ст. 794 ГК устанавливает перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу транспортных средств либо за их неиспользование. Это - непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия; прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленные в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом.

 

Несохранность груза

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу.

Размер возмещаемого ущерба при утрате груза устанавливается равным стоимости утраченного груза, которая определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии этих сведений исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Для определения размера ущерба в спорном случае может быть назначена экспертиза (с участием представителя транспортной организации).

В случае повреждения (порчи) груза ущерб возмещается в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости. Если груз был сдан к перевозке с объявленной ценностью, то - в размере объявленной ценности. В стоимость груза входит также стоимость многооборотной тары.

Провозная плата, взысканная за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, возвращается грузоотправителю (грузополучателю). Упущенную выгоду перевозчик не возмещает.

При морских и авиаперевозках установлены специальные пределы ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к перевозке.

- перевозчик (в изъятие из общего правила) несет ответственность за несохранность груза только при наличии вины. Доказательство отсутствия вины за ненадлежащее исполнение обязательства возлагается на перевозчика (ст. 796 ГК);

Факт несохранности груза удостоверяется коммерческим актом, составляемым станцией, портом, автопредприятием в 3-х экземплярах на бланке установленного образца. Он подписывается должностными лицами транспортной организации и заверяется ее штампом.

При отказе в составлении акта или несогласии с его содержанием подается жалоба на имя руководителя транспортной организации. Жалоба должна быть подана не позднее суточного срока и до вывоза груза. В жалобе указывается характер нарушения и размер ущерба. Жалоба в изложенном случае приравнивается к коммерческому акту, заменяет его.

На автомобильном транспорте любая несохранность груза (утрата, порча, повреждение) фиксируется во всех экземплярах накладной и удостоверяется подписями водителя транспортного средства и получателя груза. При необходимости подробного описания случившегося составляется совместный актс отметкой о его составлении в накладных, подписываемых сторонами.

Документы о причинах несохранности груза, составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.

В ряде случаев закон устанавливает конкретные случаи, которые автоматически освобождают перевозчика от ответственности. Так:

1. В соответствии со ст.95 УЖТ перевозчик не несет ответственность за несохранность груза, если она произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам, и, в частности, вследствие:

а) причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);

б) особых естественных свойств перевозимых груза и грузобагажа;

в) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза при их приеме для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути;

г) сдачи для перевозки груза, влажность которого превышает установленную норму.

Кроме того, перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза (при повагонной отправке) в случае, если:

- груз прибыл в исправных вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груз;

- недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе;

- перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);

- недостача груза не превышает норму естественной убыли и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза;

- утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем, отправителем в транспортной железнодорожной накладной;

- груз прибыл в исправной таре или упаковке;

- перевозка продовольственных и скоропортящихся грузов осуществлялась как перевозка грузобагажа под ответственность отправителя, если они были доставлены в срок (ст.118 УЖТ).

2. Согласно ст.166 КТМ перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза, если докажет, что утрата, повреждение произошли вследствие:

а) непреодолимой силы;

б) опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

в) любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;

г) пожара, возникшего не по вине перевозчика;

д) действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и других);

е) военных действий и народных волнений;

ж) действия или бездействия отправителя или получателя;

з) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

и) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;

к) недостаточности или неясности марок;

л) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление

либо ограничение работы полностью или частично;

м) иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его

работников или агентов.

В дополнение к перечисленным случаям, ст.168 КТМ устанавливает, что перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза:

- прибывшего в порт назначения в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами отправителя;

- доставленного в исправной таре без следов вскрытия в пути;

- перевозившегося в сопровождении представителя отправителя или получателя, если получатель не докажет, что утрата или повреждение принятого для перевозки груза произошли по вине перевозчика.

3. В соответствии со ст.118 ВК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет:

а) что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда;

б) что такие меры невозможно было принять;

в) что утрата, недостача или повреждение (порча) груза они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

Приведенные перечни не являются исчерпывающими. Если перевозчик докажет факт отсутствия своей вины по иным основаниям, то он будет также освобожден от ответственности за несохранность груза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: