Социальная ответственность как составляющая современной модели бизнеса

Единственноо определения КСО нет и, наверно, не может быть, так как речь идет о системном подходе к комплексной проблеме. С одной стороны, корпоративная социальная ответственность – это ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого эти решения влияют. С другой стороны, это концепция, которая поощряет компании учитывать интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние деятельности компании на потребителей, работников, общины и внешнюю среду во всех аспектах своей деятельности.

Теория КСО начала свое существование в начале 20 века в США в несколько иной форме. В то время в деловых кругах популярна была концепция «служения», согласно которой бизнес должен был иметь и другие цели, кроме получения прибыли. «Служение» довольно быстро утратило свою популярность в силу недостаточной проработанности концепции. На смену ей пришла концепция социальной ответственности. Естественно, это были лишь истоки нынешней КСО, первое время имевшие только теоретическую основу. Но со временем концепция социальной ответственности превратилась в целую философию, можно даже сказать религию, которую исповедуют самые успешные компании мира. В 50-е годы 20-го века появился первый основательный труд на тему социальной ответственности «Социальная ответственность бизнесмена». Его автор, Хоуард Р. Боуэн, говорит о выгодах, которые приносит социально ответственное ведение бизнеса. Он считал что бизнесмены обязаны проводить ту политику, принимать те решения и следовать тем направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества.

Сегодня концепция социальной ответственности имеет хорошую теоретическую базу и бесконечные примеры успешного применения. Теория КСО включает в себя:

- Уровни: междунациональный (уплата налогов, следование законам и развитие собственного бизнеса), корпоративный (кадровая политика) и локальный.

- Направления: экология, кадровая политика и социальные вопросы, ответственное ведение бизнеса.

- Принципы: благотворительность - предоставление материальных средств и корпоративных ресурсов для решения социальных проблем в обществе; благотворительный маркетинг - предоставление части прибыли компании на благотворительные дела; социально-корпоративный маркетинг - инициирование внутренних корпоративных изменений (менеджмент кампаний), направленное на решение социальных проблем, стоящих перед обществом; корпоративная филантропия - материальная или организационная помощь гражданам или благотворительным организациям; волонтерское движение - стимулирование, мотивация сотрудников и привлечение их к участию в волонтерском движении, направленном на решение социальных проблем; социально ответственные принципы ведения бизнеса - построение корпоративной стратегии компании, основанной на социальных приоритетах и направленной на социальные проблемы в обществе.

Рассуждая о КСО не стоит забывать о выгоде. Построить успешный и прибыльный бизнес и быть социально ответственным гражданином - цели, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Например, можно просто продавать товары, а можно построить процесс продажи таким образом, чтобы обучать потребителей, как использовать товар для получения прибыли. Компания, которая разрабатывает программное обеспечение, может бесплатно учить молодежь программированию. С одной стороны - люди получают специальность, с другой, компания может отобрать талантливых программистов. Кроме прямой помощи по увеличению благосостояния покупателей, это поможет закрыть "дыру" в учебной системе, когда люди старше 40-лет имеют проблемы с адаптацией к рыночным условиям, особенно в сфере занятости. Помощь детскому дому на Новый Год - это прекрасно, но еще можно организовать программу стажировок в вашей компании для школьников этого детского дома. То, что вы научите этих детей компьютерной грамоте во время стажировки, даст им в жизни намного больше, чем одноразовая финансовая помощь.

Однако отвергать благотворительность как подход также нельзя. Наоборот, благотворительность и социальная ответственность компаний тесно связаны. Компании, занимающиеся благотворительной деятельностью, более склонными к разработке стратегии КСО, охватывающей бизнес-процессы, внутри компании. Со временем программы благотворительности перерастают в программы КСО.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: