Етичні аспекти відносин між корпораціями

 

Отношения между корпорациями могут быть рассмотрены с двух точек зрения в зависимости от характера связей между ними: зависимые и относительно независимые друг от друга в своей деятельности. В рамках данного подхода можно выделить несколько основных проблем, возникающих в процессе взаимоотношений:

 

• контроля над зависимыми организациями;

• выбора средств достижения цели;

• пределов конкуренции.

 

В настоящее время наблюдается интенсивный процесс объединения корпораций со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и моральными, среди которых выделяется моральный аспект проблемы контроля "материнскими" корпорациями "дочерних".

С одной стороны, от "дочерней" корпорации требуется беспрекословное послушание, выполнение указаний вышестоящей компании, с другой— все возможные варианты ситуации сверху просчитать зачастую невозможно и нижестоящая корпорация должна проявлять разумную инициативу, возможно даже нарушение прямых указаний ради получения стратегической выгоды.

Между независимыми корпорациями, действующими в одной и той же сфере бизнеса, неизбежна конкуренция, в процессе которой возникают разнообразные моральные проблемы. Одной из наиболее серьезных является моральная проблема выбора средств, для того чтобы одержать победу над конкурентом, в том числе таких, казалось бы, не опасных на первый взгляд для морали, как снижение цены продукции ниже ее себестоимости или понижение заработной платы для снижения себестоимости. Экономические меры имеют, однако, оборотную моральную сторону. Предприниматели в подобных ситуациях чаще всего руководствуются этикой утилитаризма, когда совершение определенного рода действий в процессе конкурентной борьбы вполне оправданно. Хотя эти действия могут нанести вред конкуренту, но в то же время достигается определенный положительный результат (выгоды для своей компании, акционеров или ее наемных работников).

Теснейшим образом с моральной проблемой выбора средств связана проблема конкуренции: до какой степени она может продолжаться и насколько далеко может зайти, чтобы не были нарушены моральные нормы и принципы, принятые в обществе?

Ясно одно - фирмы, будучи конкурентами, не должны забывать о том, что они являются членами одного общества и потому должны уважать друг друга, не ущемлять прав других.

 

Краткие постулаты:

Этика отношений с партнерами:

- Соблюдение обязательств;

- недопустимость манипулирования инвестициями;

- учет интересов партнеров при разделе прибыли.

 

Этика взаимоотношений с конкурентами:

- Предотвращение тайных сделок на рынках;

- Использование социально приемлемых приоритетов и критериев для оценки конкурентных стратегий;

- выход из сомнительных рынков при возникновении значительных этических проблем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: