Етичні аспекти відносин між корпорацією і державою

 

Отношения между корпорациями и государством характеризуются двумя подходами.

В соответствии с первым из них - неоконсерватизмом - такой вид отношений должен строиться на праве свободного владения и распоряжения законно приобретенной собственностью при отсутствии вмешательства государства в дела бизнеса, поскольку рынок является саморегулируемой структурой, способной достигать равновесия, баланса между экономическими и социальными интересами общества.

Последователи второго подхода считают необходимым государственное вмешательство по двум направлениям:

• сверху - специальными государственными структурами, которые устанавливают права потребителей, качественные стандарты; осуществляют антимонопольную политику и т. д.;

• снизу - членами общества посредством общественного мнения в отношении поведения фирмы и качества выпускаемой ею продукции.

В рамках этого подхода существует обратная связь:

• государство контролирует организации посредством законов и других нормативных актов;

• организации оказывают влияние на политику государства посредством лоббирования.

Моральная оценка взаимодействия осуществляется с позиций теории утилитаризма - достигнутого "положительного" результата и этики справедливости - например, вопрос высоких налоговых ставок (для предпринимателей, особенно малого бизнеса, - это тяжелое бремя, а для социально незащищенных слоев населения - шанс на выживание).

 

При осуществлении регулирования сферы бизнеса государство ставит перед собой три цели:

• обеспечение эффективности экономики (например, антимонопольная политика);

• защита интересов потребителей путем установления ответственности за их ущемление;

• защита окружающей среды (например, установление нормативов выбросов вредных веществ в атмосферу).

Взаимовлияние моральных субъектов в этом виде отношений очень велико. Со стороны государства наблюдается тенденция контролировать корпорации при помощи специальных законов и государственных структур, однако налицо и небезуспешное стремление корпораций путем лоббирования влиять на политику, проводимую государством. С обеих сторон явно прослеживаются тенденции утилитаризма, моральная оценка своих действий с точки зрения положительного результата, однако в понятие положительного результата стороны вкладывают различное содержание.

Кроме того, в политике государства, направленной на поддержание жизненного уровня неимущих, больных и стариков, перераспределение общественного богатства путем высоких налогов и осуществления широких социальных программ явственно прослеживаются тенденции этики справедливости. Эта политика, впрочем, оценивается неоднозначно: как положительно, так и отрицательно. В последнем случае отмечается распространение вследствие такой политики потребительских настроений в обществе, отсутствие стимулов к активной деятельности.

При взаимодействии крупных корпораций и стран "третьего мира" могут возникать следующие этические проблемы:

• сотрудничество путем предоставления новых технологий и методов работы и одновременное подавление развития и вытеснение местных организаций за счет установления зависимости от иностранных инвестиций;

• значительное урезание оплаты труда (большая численность трудоспособного населения - дешевая рабочая сила);

• размещение вредных производств и более слабый контроль за ними со стороны корпорации;

• сотрудничество и поддержка со стороны корпораций существующих в стране негуманистических режимов и т. д.

 

Краткие постулаты:

Этика отношений с государством:

- Соблюдение законодательства;

- добросовестная отчетность;

- Выполнение государственных заказов в указанные сроки;

-избежание взяточничества во взаимоотношениях с государственными служащими.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: