Отношения между корпорациями и государством характеризуются двумя подходами.
В соответствии с первым из них - неоконсерватизмом - такой вид отношений должен строиться на праве свободного владения и распоряжения законно приобретенной собственностью при отсутствии вмешательства государства в дела бизнеса, поскольку рынок является саморегулируемой структурой, способной достигать равновесия, баланса между экономическими и социальными интересами общества.
Последователи второго подхода считают необходимым государственное вмешательство по двум направлениям:
• сверху - специальными государственными структурами, которые устанавливают права потребителей, качественные стандарты; осуществляют антимонопольную политику и т. д.;
• снизу - членами общества посредством общественного мнения в отношении поведения фирмы и качества выпускаемой ею продукции.
В рамках этого подхода существует обратная связь:
• государство контролирует организации посредством законов и других нормативных актов;
|
|
• организации оказывают влияние на политику государства посредством лоббирования.
Моральная оценка взаимодействия осуществляется с позиций теории утилитаризма - достигнутого "положительного" результата и этики справедливости - например, вопрос высоких налоговых ставок (для предпринимателей, особенно малого бизнеса, - это тяжелое бремя, а для социально незащищенных слоев населения - шанс на выживание).
При осуществлении регулирования сферы бизнеса государство ставит перед собой три цели:
• обеспечение эффективности экономики (например, антимонопольная политика);
• защита интересов потребителей путем установления ответственности за их ущемление;
• защита окружающей среды (например, установление нормативов выбросов вредных веществ в атмосферу).
Взаимовлияние моральных субъектов в этом виде отношений очень велико. Со стороны государства наблюдается тенденция контролировать корпорации при помощи специальных законов и государственных структур, однако налицо и небезуспешное стремление корпораций путем лоббирования влиять на политику, проводимую государством. С обеих сторон явно прослеживаются тенденции утилитаризма, моральная оценка своих действий с точки зрения положительного результата, однако в понятие положительного результата стороны вкладывают различное содержание.
Кроме того, в политике государства, направленной на поддержание жизненного уровня неимущих, больных и стариков, перераспределение общественного богатства путем высоких налогов и осуществления широких социальных программ явственно прослеживаются тенденции этики справедливости. Эта политика, впрочем, оценивается неоднозначно: как положительно, так и отрицательно. В последнем случае отмечается распространение вследствие такой политики потребительских настроений в обществе, отсутствие стимулов к активной деятельности.
|
|
При взаимодействии крупных корпораций и стран "третьего мира" могут возникать следующие этические проблемы:
• сотрудничество путем предоставления новых технологий и методов работы и одновременное подавление развития и вытеснение местных организаций за счет установления зависимости от иностранных инвестиций;
• значительное урезание оплаты труда (большая численность трудоспособного населения - дешевая рабочая сила);
• размещение вредных производств и более слабый контроль за ними со стороны корпорации;
• сотрудничество и поддержка со стороны корпораций существующих в стране негуманистических режимов и т. д.
Краткие постулаты:
Этика отношений с государством:
- Соблюдение законодательства;
- добросовестная отчетность;
- Выполнение государственных заказов в указанные сроки;
-избежание взяточничества во взаимоотношениях с государственными служащими.