Нововведение определяется как творческая и успешная имплементация (работа по внедрению) прогрессивного открытия, изобретения или просто концепции. Согласно Баррейру, можно выделить три составляющих нововведения:
¨ потребность, подлежащая удовлетворению, т.е. функции или набор функций, которые нужно выполнить;
¨ концепция объекта или совокупности объектов, способная удовлетворить потребность, т.е. новая идея;
¨ компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния /13/.
Пример. Проблема – вибрация в самолетах:
ü потребность – устранить вибрацию, затрудняющую работу авиационной аппаратуры;
ü концепция – разновидность металлической сетки;
ü технология – упругая стальная ткань.
Уровень риска, ассоциированного с нововведением, будет зависеть от двух факторов:
¨ степени оригинальности и сложности концепции, определяющей восприимчивость рынка и издержки перехода для пользователя (рыночный риск);
¨ уровня технологической инновации, необходимой для имплементации концепции, т.е. технической осуществимости нововведения (технологический риск).
К этим всегда присутствующим рискам добавляется также стратегический риск, зависящий от степени новизны для самой фирмы, т.е. от степени ее знакомства с рынком и технологией.
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности /32/.
Инвестиции – вложения средств с целью сохранения и увеличения капитала. В состав инвестиций входят основной, оборотный капитал, нематериальные активы.
Инвестор – это юридическое или физическое лицо, вкладывающее инвестиции в инновацию.
Из сказанного вытекают 3 возможных критерия классификации нововведений:
¨ степень новизны для фирмы;
¨ характер концепции, на которой основано нововведение;
¨ интенсивность нововведения. Подробнее смотри /32/.
Степень новизны нововведения во многом определяет уровень его конкурентоспособности. Чем дальше фирма углубляется в новые области, тем выше становится стратегический риск (табл. 5.1.).
Таблица 5.1
Матрица "Рынок –товар"
| Рынок | Товары и технологии: | |
| известные | новые | |
| Известный | Концентрация | Технологический риск |
| Новый | Коммерческий риск | Диверсификация (максимальный стратегический риск) |
С точки зрения новизны следует различать следующие товары (Буз, Аллен и Хэмилтон, 1982) в процентах:
¨ товары мировой новизны
¨ товары, новые для фирмы
¨ расширение имеющейся гаммы товаров
¨ обновленные товары
¨ изменение позицирования товара
¨ сокращение издержек (снижение цены)
10;
20;
26;
26;
7;
11.
Итого
100%
В машиностроении Российской Федерации в последние годы наблюдается увеличение удельного веса новой техники (по показателям технического уровня внутри страны, но не новизны в мировом масштабе или конкурентоспособности). Так, в 1992 г. удельный вес новой техники составлял 75% (751 наименование), в 1994 г. – 78% (936)*. Одновременно за 1990–1993гг. продолжительность разработки и освоения новой техники сократилась примерно в 2 раза.
* Россия в цифрах. 1995. Краткий статистический сборник / Госкомстат России. – М.: 1995. – С. 215.
В последние годы в промышленно развитых странах (Япония, США и др.) наблюдается увеличение удельного веса рискованных высоких технологий (" хай-тек "). Так, жизненный цикл товаров, изготовленных по высокой технологии, примерно в 3 раза короче, чем у обычных промышленных товаров, и составляет 3–5 лет. По данным американской Ассоциации по разработке и менеджменту товаров, в 1982 г. новые товары принесли 23% прибыли, а в 1993 г. – 58%/13,с.358–359/.
Р. Купер (1981 г.) изучил причины успеха и провала 195 промышленных товаров. Из них 102 случая фирмы считали успехом, а 93 – провалом. Были выявлены три ключевых фактора успеха:;
¨ превосходство товара над своими конкурентами, которое воспринимается потребителями;
¨ маркетинговые ноу-хау фирмы, т.е. лучшее понимание рынка, поведения покупателей, темпов принятия новинки, длительности ЖЦТ и размеров потенциального рынка;
¨ технологическое ноу-хау, т.е. высокая синергия НИОКР и производства.
Пятнадцать правил успеха Купера (1993 г.) представлены в табл. 5.2., сетка предварительных оценок – в табл. 5.3.
Таблица 5.2






