double arrow

СТАТЬИ О РЕГУЛЯЦИИ ПРИРОДЫ

 

КТО НАШ ОБЩИЙ ВРАГ, ЕДИНЫЙ,

ВЕЗДЕ И ВСЕГДА ПРИСУЩИЙ,

В НАС И ВНЕ НАС ЖИВУЩИЙ, НО,

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ВРАГ ЛИШЬ ВРЕМЕННЫЙ?

 

Этот враг - природа. Она - сила, пока мы бессильны, пока мы не стали ее волею. Сила эта слепа, пока мы неразумны, пока мы не составляем ее разума. Занятые постоянной враждой и взаимным истреблением, исполняя враждебную нам волю, мы не замечаем этого общего врага, и даже преклоняемся пред враждебной нам силой, благосклонность которой также для нас вредна, как и вражда. Природа нам враг временный, а друг вечный, потому что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача, задача существ, наделенных чувством и разумом.

Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою; в нас она достигает совершенства или такого состояния, достигнув которого, она уже ничего разрушать не будет, а все в эпоху слепоты разрушенное восстановит, воскресит. Природа, враг временный, будет другом вечным, когда в руках сынов человеческих она из слепой,

разрушительной силы обратится в воссозидательную. Задача сынов человеческих - восстановление жизни, а не одно устранение смерти. В этом - задача верного слуги, задача истинных сынов Бога отцов, Бога Триединого, требующего от Своих сынов подобия Себе, братства или многоединства.

Теперь, когда люди смотрят друг на друга как на врагов, необходимо им узнать действительный, хотя и временный источник вражды, узнать общего врага, которого они не замечают, увлеченные взаимною неприязнью. Хотя этого врага мы встречаем и в себе и вне себя, горе и долу, над собою и под собою, везде и всюду, врага общего, единого,

тем не менее мы почти не замечаем его враждебности и даже преклоняемся пред этою силою, смешивая ее даже с Богом. Не везде и не всегда одинаково обнаруживает она свою вражду; однако и благосклонность ее для нас столь же

 

==272

 

 

вредна, как и вражда. Притом же в настоящее время область благосклонности по мере истощения земли и увеличения народонаселения все сокращается, так что христианское и арийское человечество вступает в область открытой вражды к природе.

И тем не менее природа нам - враг лишь временный, другом же нашим она будет вечным. Разум человеческий раскрывается вместе с сознанием своей зависимости от силы, без обладания которою человек существовать не может, без овладения коею он должен был признать себя существом смертным и нести постоянные утраты. По мере истоще-

ния человеком средств для ограниченного существования и соответственно увеличения населения земли этот враг, тайный и явный, все более обнаруживается, и человеку приходится бороться усиленно и даже непрерывно с этою враждоносною и смертоносною силою. Но борьба с нею не под силу отдельным лицам; она должна расшириться и сорганизоваться в борьбу общественную, государственную и между-

народную, то есть всенародную. Здесь естественный истинный и плодотворный коллективизм, единственная естественная, целесообразная солидарность. И здесь же, на этом поприще всем необходимой, естественной спасительной самозащиты и взаимозащиты, - здесь и возможность замены братоубийственной вражды братским и сыновним единением, и здесь же, наконец, возможность и твердая надежда на

исполнение общего дела и долга сынов человеческих перед их отцами и перед Богом отцов, победа жизни над смертью во всеобщем воскрешении и воскресении.

 

НЕБЕСНЫЕ НАУКИ КАК ФАКТ

И КАК ПРОЕКТ

 

Если все нынешнее знание принять за объективное, будем иметь астрономию; если же все нынешнее знание, в коем заключается и знание прошлого, принять за субъективное, то будем иметь историю, и тогда знание становится вопросом. Соединить все науки в астрономии значит обратить их в небесную механику, физику, химию; * а рассматривая растительную и животную жизнь как проявление кажущегося движения солнца или действительного движения земли, мы будем иметь небесную ботанику и небесную зоологию; небесная же история говорит о существе

живом, почувствовавшем свое сиротство и обратившемся к небу с молитвою о родителях; выражая свою мольбу всеми внешними средствами и силами, осиротевшее существо воз-

 

==273

вращает жизнь родителям и приобретает бессмертие себе.

Соединяя все науки в астрономии (все, а не одни естественные), в астрономии коперниканской, мы не только не можем, но и не должны придавать ей безусловной достоверности, потому что такое признание было бы равносильно застою, остановке знания. Знание должно доказываться не только опытами в малом виде, производимыми особым

сословием ученых в физических кабинетак и лабораториях, по-городски; знание должно доказываться и по-сельски, опытами в естественном размере, т.е. регуляцией) метеорическою и теллурическою, а также обращением земли из стихийно самодвижущейся в земноход, движимый всем человеческим родом, как кормчим (самодержцем с корабель-

ною прислугою земного корабля, причем всеобщая воинская повинность будет тогда набором экипажа для землевода или земной планеты).

Обращение из движущихся в движимые, чрез воскрешенные поколения, владеющие своими организмами, регулирующие их отправлениями, чрез поколения не рожденные, а трудом воспроизведенные, - такое обращение (из движущихся существ в движимые) должно быть распространено на все планеты, солнца и т.д., до совокупности всех миров вселенной. Пока же астрономия (или все науки, в ней соединенные) остается произведением существа, лишь смотря-

щего на миры вселенной, т.е. пока астрономия остается только гипотезою, она будет историею миропредставлений от первого восточного человека, обратившего свои взоры к небу, до полного обхода земного шара в форме борьбы западных людей с восточными - борьбы небопоклонников (Восток) с землепоклонниками (Запад), - астрономия будет историею миропредставлений или религий, историею знаний, философии - словом, историею мысли и дела человеческого, историею всех поколений, совокупность коих и есть история. Но эта совокупность поколений не есть осязательная действительность, а лишь представление одного живущего или же еще неумершего поколения; и эти поко-

ления, в свою очередь, останутся лишь представлениями, пока не сделаются разумом и чувством, правящим совокупностью всех миров.

Полнота науки состоит в том, чтобы история или совокупность всех поколений, получила одновременное существование или сосуществование вместо смены в пределах совокупности всех миров, составляющих вселенную. И тогда история будет уже не наукою лишь или знанием, а делом, искусством или полнотою всех искусств, но нептолемеевских, а полнотою искусства коперниканского. Мироздание

 

==274

 

есть термин, очевидно, птолемеевского представления мира, в коем небо не есть совокупность миров или звезд, а один свод, у которого помостом служит земля. Точное изображение птолемеевского мироздания в архитектуре мы знаем лишь в проекте, потому, конечно, неосуществленном, что он составлен русским архитектором.1 Представьте храм со сводом, опор которого вы не видите, освещенный солнечным светом и полный людей, хотя окон его и дверей вы не замечаете. Внутри он - птолемеевский, а снаружи, имея вид жертвенника, представляет переход к коперниканскому искусству, к искусству внехрамовому. *

Коперниканская архитектура, или храм, имеет наибольшее сходство с самою первою постройкою человека, с храмом его тела, который создался востанием человека, вертикальным его положением и обращением лица к небу; создание продолжалось сельским хороводом и городскими ходами, в храмах и вне храмов созерцаемыми; и городской храм есть изображение хода в неподвижном состоянии2. В копер-

никанской архитектуре планеты и солнечные миры с их землями, когда все они будут управляемы воскрешенными поколениями, не будут ли иметь поразительного сходства с сельскими хороводами, хотя эти хороводы, подражания кажущемуся движению солнца, движению "по-солонь", и суть мнимые солнцеводы.** В коперниканской же архитек-

 

1 Запад действует подавляющим образом на слабохарактерную или бесхарактерную русскую интеллигенцию, которая в зародыше убит и губила все самостоятельное на Руси и даже зарождаться не допускает ничему оригинальному, суеверно уверившись в западном совершенстве и русской несостоятельности. Сколько талантов погибло от пьянства благодаря ренегатствующему западничеству и притворному славянофильству!

2 Сравнение тела с храмом, сделанное Христом, кажется искусственным, а между тем ничего нет естественнее этого: первый человек иначе не мог и представить себе вертикального положения с последствиями. В словах Евангелия: "в три дня создам его" (храм) заключается указание на регуляцию внутреннюю, на воссоздание своего тела и тела своих родителей, т.е. заключается указание на воскрешение. Обыденное или трехдневное строение храма и трехдневное или обыденное воскрешение есть определение жизни каждого человека, пришедшего в меру возраста Христова или приходящего в эту меру, в жизнь, сообразную жизни Христа. Такая жизнь есть переход от страдания, причиняемого смертью отцов, не покою и бездействию (суббота), а к труду воссоздания тел отцов и чрез то - к воссозданию и своего тела в храм бессмертия.

Уподобление храма телу человека, востающего из земли, находим у одного из величайших представителей итальянского Возрождения, полигистора и теоретика искусства Леонбаттисты Альберта в его труде "De Architectura".

 

==275

туре хороводы будут истинными землеводами и планетоводами. Городские и даже сельские жители привыкли под архитектурою разуметь нечто неподвижное, тогда как прототипом, первообразом храму служил ход существа, к небу стремящегося (что и выразила готика)...Для осуществления общего дела необходимо соединить все искусства в храме-

школе (всеобщеобязательного образования), не как подобии лишь мироздания, а как проекте мира, в котором поглощение заменено воскрешением, осуществляемым чрез все науки, объединенные в науке мироздания астрономии, и притом чрез всех людей, ставших благодаря школе познающими.

 

БУДУЩЕЕ АСТРОНОМИИ

 

В запрещении подобий заключается требование самобытности, самостоятельности, действительности.

Человек, подобие Бога, творил подобия слепой природы. Это - грех, вмещающий в себе все грехи. (См. Всемирная Выставка, как нарушение всех десяти заповедей - "филос. Общ.Дела", т.1, с.508 и след.).

Птолемеевской астрономии, принимающей кажущееся за действительное, соответствует и искусство, в котором небесное было лишь кажущимся, лишь подобием. Если храм подобия есть только изображение земли, отдающей своих мертвецов, и неба, населяемого воскрешенными поколениями, то чем должен быть храм действительный? В чем состоит отличие человека, этой ничтожнейшей части животного

царства? В чем свет знания, в чем разум, тождественный с совестью? Человек потому не животное, что он знает, что он животное, т.е. он знает, что, рождаясь, он живет, только разрушая, созидает не иначе, как умерщвляя. Но человек есть не только сознающее, но и действующее существо, т.е. он хочет быть и сознает свой долг быть воссозидателем.

Коперниканская астрономия, вмещающая в себе все знания (науки), доказывается небесною, но не кажущеюся, а действительною архитектурою, вмещающею в себе все искусства, воспроизводящие, воссоздающие не подобия, а самую действительность. Искусства, следовательно, должны установить действительную, хотя и постепенную, но постоянную отдачу землею убитых, поглощенных ею поколений,

а вместе с тем установить и расширение влияния человека в воздушном пространстве. Коперниканское зодчество имеет ближайшее сходство с первобытным сельским прототипом архитектуры - хороводом, как мнимым солнцеводом;

 

 

==276

 

оно будет целым рядом хороводов, хоров воскрешенных поколений, из коих первый был бы действительный землевод, а все другие суть планетоводы, также действительные. Все эти хороводы вместе составляют движущийся уже храм, части коего суть действительно корабли, эфироезоты, электроходы, пловцы эфирного пространства, свободно движущегося в нем, но не прерывая общения с центром, с очагом, а все вместе, влияя на центральное тело, регулируют его ходом, а с ним - и ходом всей системы солнечной, всего хора, всей эскадры вселенной, флота миров - звезд. Это те хоры, которые предполагал уже осуществленными Пифагор и его школа - предшественники Коперника в

древнем мире. Только коперниканская архитектура, на небесной механике основанная, может достигнуть архитектурного совершенства. Бог - Творец создает человека по своему творческому образу, как воссоздателя. Следовательно, искусство начинается вместе с человеком на

земле и совершается в небе.

Устранение неподвижности, ограниченности пространства, безжизненности в зданиях птолемеевской архитектуры было лишь мнимое, и если храмы земные производили впечатление шири, глуби, парения ввысь, то это не было, конечно, действительностью. Гордый строитель двойни небес, второго неба, коперниканским мировоззрением был низведен до обитателя ничтожнейшей по величине земли, кото-

рому даже управление движением земной планеты стал казаться уже дерзостью.

Для коперниканской астрономии, для коей и небесный свод есть призрак, и звезды удалены в глубочайшую даль, нет ограниченности пространства, как нет и неподвижности в коперниканской архитектуре. Каждая планета управляема одним из воскрешенных поколений, одухотворена сыновним чувством как всеобщим, как основным, сила коего выражается во всестороннем исследовании проходимых про-

странств и в материальном и динамическом отношении. Ни одна молекула, ни один атом не ускользнут от зоркого внимания сынов человеческих; ни одна вибрация не будет пропущена чутким слухом или иным каким-либо чувством дочерей человеческих.

Конечно, регуляция обращает слепые движения планет и всей солнечной (подсолнечной) системы в управляемые разумом сынов человеческих. Только сыновнее чувство обращает всю систему в священный храм Богу-отцов. Единство метеорического (метеорическая регуляция еще не доказана, т.е. не осуществлена еще) и космического процессов (предполагаемое, конечно) дает основание для расширения регу-

 

==277

 

ляции на солнечную и другие звездные системы для их воссоздания и управления разумом. Земля, а затем и другие планеты, созидаясь из космической пыли, под управлением разумных существ создадут из той же космической пыли и метеоритов проводники силы к солнцу и от него получат силу свободного полета, т.е. электромагнитным бурям, воз-

буждаемым солнцем на земле, будет дано правильное движение, должный ход. Чрез эти проводники, как было сказано, земля и все другие регулируемые планеты, влияя на центр, будут ускорять или замедлять движение всей системы. Совокупность одухотворенных воскрешенными поколениями миров в теснейшем братском соединении сделается сама орудием воскрешения своих предшественников-отцов.

В деле воскрешения сыны и дочери являются орудиями Бога-отцов, представляя в своей деятельности живое подобие любви Сына Божия и Духа Святого к Богу-Отцу. Самым священным местом храма будет земля, место воскрешения и рождения, могила и колыбель, земля - жертвенник коперниканского храма, исходный пункт знания и дела

воскрешения. Иконописью небесною этого небесного храма будут лучевые образы отцов, изображение наружного и внутреннего строения их тел...

С одной стороны, человек, по коперниканскому учению, есть обитатель ничтожнейшей частички безмерной вселенной, а с другой, - вся астрономия есть лишь мнение этого ничтожного обитателя этой частички; и чтобы это мнение стало истиною, стало действительностью, нужно человека сделать обладателем всей вселенной, нужно, чтобы слепая сила была управляема разумом.

Трудно сказать, превознесена ли здесь превыше всего астрономия, которая сделана вместилищем всех наук, или же она унижена до того, что лишена всякой действительности, объявлена недоказанною, лишь мыслью, мнением человека, который и сам так унижен ею. Но не отнята у нее и надежда стать несомненною истиною; только для этого порожден-

ный крошечною землею зритель безмерного пространства, зритель миров этого пространства должен сделаться их обитателем и правителем.

 

ПАДАЮЩИЕ МИРЫ И

ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩЕЕ

ПАДЕНИЮ СУЩЕСТВО

 

Какую будущность имеет вопрос о "падающих звездах", в изучении которого возможно всеобщее участие? Участие всех в этом изучении наблюдением ведет естественно и да-

 

==278

 

же необходимо к замене птолемеевского миропредставления коперниканским и таким образом объединяет народ и интеллигенцию в общем представлении и, конечно, - для общего дела.

Под "падающими звездами" должно разуметь все миры, от космических пылинок и болидов до самых больших планет и солнц, которые кажутся неподвижными, но в действительности также падают с различием лишь во времени и виде падения. Природа есть совокупность падающих звезд (или миров), медленность падения коих принимается за устойчивость. Миропадение, таким образом, принимается за миродержание, мироразрушение - за мироздание! Но падение связано со смертью, с умиранием; падение есть выражение разности между приходом и расходом силы, дефицит. Движение или падение облаков, а также и ниспадание их в виде дождя есть подобие всего космического процесса, который также требует регуляции, как и метеорический

(земной); а потому и вопрос о "падающих звездах" составляет переход от регуляции метеорического, земного процесса к регуляции процесса космического.1 Падение звезд или кончина мира совпадает с самим началом его; и кончина мира совершится, если разумная сила останется в бездействии. Всеобщее наблюдение над падающими звездами есть

выход или было бы выходом из бездействия разумной силы, было бы началом мирового действия, хотя бы еще в форме только всеобщего наблюдения. Когда богословы говорят, что мир по создании "держится" законами, данными ему Богом (а "держится" - значит "падает", если разумная сила бездействует, как теперь), то, спрашивается, какое

назначение должны иметь те существа, которые сознают это падение? Христианство не есть лишь жизнепонимание, а дело искупления, которое и состоит в расширении и распространении регуляции на весь мир. Иначе разум нужно признать патологическим явлением, а разрушение

мира здоровьем!.. Если же разум - не патологическое явление, то, как падение связано со смертью, так и регуляция связана с жизнью, и ведет она не к равновесию только и превышению дохода над расходом, жизни над смертью, но и к совершенному устранению расхода, смерти, к воз-

вращению всего израсходованного, к воскрешению всех умерших; регуляция есть существенный признак совершен-

 

1Регуляция метеорического процесса, или добывание силы из облаков,

паров, воздушных токов, находится также в связи с горнозаводским делом, с добыванием каменного угля в связи с заменою последнего грозовою силою или атмосферным электричеством.

 

 

==279

 

нолетия рода человеческого как разумного существа.

Если с началом мира начинается и кончина, падение его, то вместе с человеком начинается востание. Само вертикальное положение человека есть уже противодействие падению. Все строения, возводимые человеком, вся архитектура и скульптура суть выражения того же востания, подъема мысленного и материального (аэростат). Падающие звезды для человеческого рода - то же, что яблоко Ньютона: они указывают на действительное положение звезд, кажущихся неподвижными; переход от падающих звезд к кажущейся неподвижности, а также и к кажущему-

ся лишь движению их и есть переход от легкого к трудному.

Но несмотря на легкость и необходимость всеобщего наблюдения падающих звезд, введение его в школы и обращение этого наблюдения в постоянную и повсеместную повинность встретит сильное препятствие: в городах - насмешку, а в деревнях - предрассудок. Если все знание с

(мнимо) объективной стороны есть отвлеченно - естествознание, а конкретно - астрономия, в которой земля занимает ничтожную часть, а человек - и того ничтожнее, то, с другой стороны, со стороны (мнимо) субъективной, вся астрономия есть представление или точнее гипотеза; она, впрочем, и должна быть гипотезою, иначе она будет суеве-

рием, пока не станет делом, т.е. управлением падающими мирами.

Противопоставлять природу человеку, пугать его пространством, - это значит забывать, что сама природа сознает себя в человеке и силится, стремится управлять собою. Однако и самая высшая ступень управления есть не создание, а лишь воссоздание. И нельзя же откладывать

изучения падающих звезд до наступления космического погрома, ливней аэролитов или чего-либо подобного. Видер в статье, напечатанной в журнале Nature (Русск.Ведом. 1895, N 222), проводит ту идею, что электрические возмущения (т.е. грозы) на солнце передаются к земле не путем излучения, а чрез посредство проводников и что таковыми явля-

ются тонкая космическая пыль и метеоры (метеориты), наполняющие солнечную систему. Эти метеорные частицы представляют собою хорошо проводящую массу и, по мнению Видера, исследовавшего большое количество метеоритов, эти последние обладают магнитными свойствами, которые могли возникнуть вследствие продолжительных индуктивных влияний. Таким образом, соприкосновение земли с роями метеоров, рассеянных в солнечной системе, оказывает, по Видеру, несомненное влияние на состояние магнит-

 

 

К оглавлению

==280

 

ных возмущений на земле. Такое мнение дает нам возможность представить распространение человеческого влияния на внеземные пространства: космическая пыль или частицы, о которых говорит Видер, не могут ли действием земли, как электромагнита, когда он будет управляем совокупным действием человеческого рода, быть устроены в виде как бы нитей от земли к солнцу, как бы нервной солнечной

системы?..

Когда впервые было узнано (а это было очень давно), что янтарь при некоторых условиях способен приходить в особое состояние, при коем он может даже разражаться искрами, метать молнии, тогда, считая такое состояние исключительною принадлежностью этого "бел-горюч-камня",

назвали его алатырь-камнем, или электроном, а силу, производящую такое состояние, электричеством. Потом был найден способ обезоруживать эти молниеносные тела (найдены проводники) и вооружать их, т.е.усиливать движение (уменьшать падение) или ослаблять движение (усиливать падение). Когда же мало-помалу было узнано, что все тела способны принимать или приходить в "грозовое", так сказать, состояние, когда было узнано, что всякое прикосновение, трение, приближение и отдаление тел производит увеличение или уменьшение этого состояния, тогда нужно было признать, что наше представление тел инертными, безжизненными неверно, или что механика есть наука отвле-

ченная, которая изучает тела с их лишь материальной стороны, а не с внутренней, динамичной, рассматривает их отвлеченно от силы, т.е. изучает силу и материю в отдельности одну от другой, подобно тому, как геометрия не признает в телах и телесности, а только формы. Поэтому-то и невозможно создавать из электричества особую силу наряду с другими, как свет, теплота, звук, притяжение и отталкивание. Если электричество производится всеми этими силами и само производит их, то оно не может уже считаться особою силою. Изучение электричества есть изучение общего источника всех сил, это общая физика, которую можно изучать на земле (где мы сами находимся), так сказать, извнутри, а на других мирах - извне. Изучение электричества, а с ним и всей природы, тогда только

станет на твердую почву, когда мы будем в силах всю землю, как одно тело, приводить в различные степени возбужденного состояния и замечать действие, производимое ею на другие миры; изучение же электричества в физических кабинетах есть лишь подготовительное расследование способов управления землею (детское состояние

науки).

 

 

==281

 

 

Электричество, будучи общею силою, действующею во всем, везде и всегда, может, однако, не утрачивая действия своего на все, обособиться во всей природе, в земной планете, в солнечной системе и т.д., делаясь подобным той силе, которая действует в нервном аппарате, регулируя всеми отправлениями организма. В природе внешней, в земной пла-

нете (и в солнечной системе) нет правящей, производящей равновесие силы. Грозы и сияние (северные или полярные) указывают на отсутствие регулирующей силы. Громоотводы как регуляторы гроз и Лемстремов аппарат * как регулятор сияний есть начало устроения аппарата, подобного нервному, который должен управлять ходом самой земли. Все тела способны приходить в грозовое состояние: на солнце видим это в форме пятен, а на земле - в виде воздушновлажных токов, отделяющихся от полосы (т.е. от тока) гроз и тишины, обходящих всю землю и сопровождающихся большими или меньшими грозами. От этих-то токов (находящихся в неизвестной еще связи с подземными, а быть может, и циклонами или гольфштромами) и зависит жизнь растений и животных, т.е. урожай и голод, размножение и падеж скота, словом, в этом метеорическом процессе за ключается сила, которая носит в себе голод, язву и смерть. Если жизнь солнца состоит из непрерывных и повсемест- ных на нем - только неравной силы - гроз, то и земля, кроме отражения солнечных молний, и сама производит грозы и молнии, непрерывные в грозовом кольце, прерывающиеся - в умеренных поясах и переходящие в полярные сияния в холодных краях земного шара. Вся жизнь вселен-

ной есть непрерывная гроза и буря разной напряженности, потому что сила вселенной есть еще сила нерегулируемая. Изучать природу - значит отыскивать способ разоружения грозовой силы и обращения ее из разрушительной в воссозидательную, воскрешающую.

Что для ученых электричество, то для неученых грозовая сила: заменить понятным для всех (ученых и неученых) словом это непонятное и ничего не говорящее даже самим ученым выражение - значит дать не только мысль всему естествознанию, но и цель (разумеется, если признать

электричество силою всеобщею, какою кажется, и признает его в настоящее время большинство). Находить электричество везде и во всем, вводить его повсюду можно считать характеристическою чертою времени. Электричество можно считать главным предметом изучения в настоящее время и у нас, и на Западе Европы, и в Америке. Выдвинуть его на первый план много способствовали русские. Но что значит изучать эту силу, если признать за ней, кроме всеобщно-

 

==282

 

сти, значение еще силы грозовой? Тогда жизнь всей вселенной нужно будет считать проявлением бурь и гроз; вселенная будет представляться метеорическим процессом, сопровождаемым непрерывными бурями и грозами. Если сила, производящая эти грозы и бури, будет грозовою силою, то изучение ее будет изысканием способов разоружения этой

разрушительной силы, регуляциею ею, изысканием способов обращения ее из грозовой, разрушительной в созидательную или воссозидательную. Без такого обращения эта сила, разрушающая все, и себя разрушит: само солнце и все солнца есть грозовое облако, которое разрушится вме-

сте с последнею молниею. "Солнечный шар, - говорят ученые, - существующий длинный ряд веков, будет сам кратковременною искрою в бесконечности времени и пространства".

Падающие звезды суть дожди или ливни кометных облаков. В вопросе о падающих звездах, изучение коих может быть доступно всем, раскрывается вопрос о всех мирах, подчиненных закону падения тел или так называемой притягательной силе. Разоружение земное (войска) необходимо для разоружения грозовой метеорической силы, т.е. для ре-

гуляции силы падения, притягательной силы. Следовательно, пока будет война на земле, будут грозы и на небе, будут господствовать Юпитеры, Перуны, словом, языческие боги; действительное же принятие христианства будет состоять в разоружении, в обращении от борьбы с себе подобными к регуляции. От Илии пророка, ревностного против-

ника и обличителя поклонения языческим богам, громовержцам, мы научаемся, что Бог - не в грозе, и что тех ложных богов, которых чтут язычники, истинный Бог отдает во власть своему пророку (Илии) и тем паче - роду человеческому, если он будет того достоин своим единением. Таково хриситанское мнение. Но и народное сказание, которому принадлежит почин во всякой канонизации, причисляет падших, т.е. убитых воинов, к лику святых громовников, и этим дает образец воинам живущим. Войско, имея для себя идеал, или, точнее, план на небе, сделается небесным, когда осуществит этот план на земле.

Рознь была причиною невежества и обоготворения слепой силы, носящей в себе голод, язву, смерть, т.е. Ваала, Зевса, Юпитера, Перуна, Перкуна, Тора... При разъединении человек мог знать только самого себя, а природу мог знать только в объеме отдельной местности, т.е. в очень ог-

раниченных пределах места и времени. Эта ограниченность кругозора заставила человека преклониться пред явлениями неизвестно откуда приходящих сухих и влажных токов, за-

 

 

==283

 

 

сух и ливней, обуславливающих голод и следующие за ним болезни. Но не все, однако, преклонились пред неведомою силою, потому что были люди, которые за слепыми явлениями провидели благую и разумную силу, орудиями коей желали быть и даже думали, что они уже и есть эти орудия; таков был Илия. Он был больше, чем пророк, ибо был человеком не слова только, но и дела, и даже главным образом дела. С одной стороны, он громил поклонников слепой силы, силы гроз и дождей, а с другой, сам низводил на землю и огонь, и дождь, показывая этим, конечно, что не поклоняться этой силе, а управлять ею должно человеку.

Естественным образом эта сила может быть управляема только совокупными усилиями знания и труда всех людей. Какою же силою действовал Илия? Обладал ли он сверхъестественною силою, был ли чудотворцем? 1 Или же он был только мифом, и в сказании о нем выражено лишь желание человека стать орудием всеблагого могущества в управлении слепою силою природы?.. Но если окажется, что орудия, придуманные человеком для взаимного истребления, станут средством спасения от последствий другого зла, человеком же учиненного, т.е. от последствий расхищения природы, - в таком случае это превращение величайшего, можно сказать, зла в самое высшее благо не будет ли сви- детельствовать о существовании всеблагой причины? И такое доказательство живого Бога нельзя отнести к телеологическому, ибо в этом случае целесообразность будет доказываема не словесно лишь, но и самим действием. Тогда станет возможным и существование Илии как орудия сверхприродной силы, действовавшего непостижимым обра-

зом. Илия является величайшим исполнителем, воплотителем, так сказать, второй заповеди, запрещающей служение тому, что на небеси - горе; в нем мы видим исполнение второй заповеди на деле. А между тем светская школа в отрицании Илии видит первый шаг к просвещению! В сущности же отрицанием Илии делается первый шаг к отрицанию вообще разумной силы над природою и к признанию человека рабом силы слепой, ибо и обыкновенный гром свидетельствует лишь о ничтожестве человека пред силою грозовою. Иное дело громоотводы на воздушном шаре и притом не на одном где-либо месте, а по-

 

1 Этого мы не знаем, но можно в данном случае допустить тот и другой способ действия: чудесный и естественный. Для способа сверхъестественного достаточно отдельных лиц; естественный же способ, предоставленный одним своим ресурсам, может осуществляться только совокупными силами рода человеческого.

 

 

==284

 

всеместно на земном шаре устрояемые и согласием управляемые!..

Но как ни смотреть на пророка Илию, он во всяком случае является протестом не против себе подобных, а против поклонения слепой силе. И христианство признало Илию, ибо Преображение было раскрытием действительного значения христианства; оно было ответом на вопрос: за кого должно принимать Христа? Преображение показало, что такое Христос в действительности: оно соединило двух великих деятелей, устроителя общения и управителя природою, Илию и Моисея, явившихся в Преображении как бы правою и левою руками Христа.*

Деятельность Илии начинается провозглашением бездождия, но по одному ли его слову? Такое наказание было естественным последствием уклонения земледельческой страны в городскую жизнь, по примеру соседей (финикиян). Но то, что не было видимо для тогдашнего времени,

становится ясным для настоящего, когда городской пролетариат может и должен быть призываем как подлежащий воинской повинности к испытанию всего, чем вооружено нынешнее войско (а к военному делу применено все, что изобретено нынешнею цивилизациею), к испытанию всего как средства спасения от неурожаев. В этом заключается пере-

ход от городского язычества к сельскому христианству, так же как переход от культа архистратига Михаила и Георгия ** к культу Ильи-громовника. День празднования Илии *** поставлен между жатвою и посевом, приурочен ко времени наибольшего проявления грозовой силы, к перелому лета, когда не только солнце идет на зиму, но и лето - на холод, и северные животные начинают подвигаться от севера к югу. Если славянское племя усвоило себе культ Илии по преимуществу, **** то это потому, конечно, что заняло самую глубь материка, центр суши. В этой стране и архангелы Михаил и Гавриил, и св.Георгий стали громовниками. И даже Николаю чудотворцу усвоено название "Мокрого",, а преподобный Сергий стал покровителем артиллерии! Иногда же народное сказание соединяет этих громовников в общем деле борьбы со злыми духами континента: Юрий заряжает, зажигает, а направляет Гавриил...

Злые духи континента, конечно, - ливни и засухи или же - полнее - голод, язвы и смерть. Наконец, народное сказание заставляет и падших в боях на земле бороться на небе с упомянутыми врагами, т.е. делает их громовниками; и нам остается лишь пожелать, чтобы и живущие воины, по молитве падших и святых громовников, вступили в борьбу и получили победу и одоление над воздушными супостата-

 

==285

 

 

ми. Собрание относящихся сюда сказаний было бы очень полезно, особенно для военных школ.

Народ, можно сказать, предчувствует возможность надлежащего действия на природу; ученые же, напротив, даже не задавались вопросом о регуляции, об управлении тою силою, от которой зависит жизнь. Статья А.И.Воейкова* "Воздействие человека на природу" может служить силь-нейшим доказательством, что ученые не ставили предметом мысли не только то действие, или дело, которое должен совершить или произвести человек относительно природы, но даже и невольное воздействие человека не было обдумано сколько-нибудь систематрчески. Эпиграфом статьи поставлено "divide et impera", 1 причем под "divide" разумеется

хотя бы пахание, а под "impera" будут разуметься, следовательно, те последствия, которые произойдут от обращения степи и леса в пашню, т.е. обнажение земли для разрушительного действия воды и воздуха; а действие воды проявляется образованием оврагов, буераков, черторыев, способствующих смыванию плодоносного чернозема, выражается понижением уровня почвенных вод и, следовательно, увеличением сухости почвы, словом - действие воды выражается обращением степи и леса в пустыню; действие же воздуха, ветров, является в виде вихрей и смерчей, или уносящих плодоносную почву или песком заносящих пло-

дородную землю. Таково общее значение "impera" человеческого... Нельзя, однако, не заметить, что облеснение песков и воздержание от истребления лесов и кустарников едва ли может быть названо "divide!". Из статьи Воейкова выходит, что земледелие без регуляции метеорических явлений, без управления, не допускающего ни ливней, ни засух, будет лишь опустошением земли, и под "повелевай!" нужно разуметь уничтожение флоры и фауны, а наконец, гибель и самого повелителя."

 

1 Коварное "Divide et impera!** "следует заменить священными словами: "соединяй и будешь управлять!" Россия, давно уже исполняющая заповедь "собирания", в настоящее время предложила и сокращение вооружения всем народам.

2 Славянское племя от своего первоучителя*** могло научиться, что Бог не только не в грозе, не в облаке и дыме, но даже и не в тихом

веянии, что лучшее орудие для Бога - сам человек и особенно люди в их

совокупности. Славянское же племя высказало преимущественную

способность к такому соединению; оно создавало в один день храмы, так

называемые обыденные. Сама природа русской земдц и сама история

научили русский народ работе помочами и толоками. ****

Говорил же наш первоучитель Кирилл о человеке как о лучшем орудии Бога магометанам, которые так боятся приписать Богу что-либо подобное

 

==286


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: