Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств.
Формы чувственного познания:
1. Ощущение – отражение в сознании чела отдельных сторон и свойств предмета.
2. Восприятие - это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений.
3. Представление – чувственно–наглядный образ предмета (сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее).
4. Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы.
Рациональное познание. Осуществляется на основе мышления и логики. Уровни рационального познания: рассудок (Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека, выражать свои мысли) и разум (помогает постигать сущность вещей).
Формы рационального познания:
Понятие (Выражение в виде определенных слов). Само понятие мысли не выражает, оно–атом мысли.
Суждения – отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные.
Умозаключения – на основании известных двух суждений выводится новое
|
|
Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Интуиция представляет собой непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении и предшествующем опыте.
Концепции и критерии истины.
Два понятия истины: относительная и абсолютная. Истина (по Аристотелю) - соответствие наших взглядов действительности.
В современности существуют концепции истины:
- Когерентная: если решаем правильно, то ответ будет один.
- Утилитарная концепция - истинно все то, что полезно
- Договорная концепция (Рассел): «Истинно то, что принято считать истиной».
Истина - все то, что неизменно (метафизическое понятие истины)
Практика - критерий неистинности. Практика идет постфактум т.е. никаких критериев истинности абсолютных значений не существует.
Понятие науки, философские основания науки, идеалы и нормы научного исследования. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Этика науки и социальная ответственность ученого. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки.
Наука – сфера человеческой деятельности, направленной на производство и систематизацию знаний о природной, социальной и духовной реальности. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ (ценностные, логические, онтологические, методологические) – система философских идей и принципов, посредством которых обосновываются представления научной картины мира, идеалы и нормы науки.
Идеалы и нормы научного исследования определяют обобщенную схему метода научного исследования. Они делятся на идеалы и нормы объяснения и организации научного знания. Идеалы - это ценности, на которые ориентируется ученый в своей деятельности. Нормы - это правила деятельности, основанные на этих ценностях.
|
|
· Классическая наука, исследуя объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении исключить все, что относятся к субъекту, средствам, приемам и операциям ее деятельности.
· Неклассическая наука – возникновение основных современных теорий истолкования мира (теория относительности, ядерная физика, квантовая механика). Отвергает объективизм классической науки.
· Постнеклассическая наука – междисциплинарность, ориентация на решение глобальных проблем.учет субъективного фактора в познании и знании.
Этика науки – комплекс моральных ценностей, норм и правил поведения, принятых в научном сообществе. К основным принципам относятся: универсализм, всеобщность, незаинтересованность, организованный скептицизм. Современный ученый должен следовать этическим нормам: ответственность за последствия своих открытий; Отсутствие права на опасный эксперимент; Добросовестное отношение к научному труду. Решение научных споров исключительно научными средствами. Ответственность за воспитание научной молодежи.
Наука выступает как:
1)деятельность-система познавательных действий, направленных на производство и теоритическую систематизацию знаний о природной и духовной реальности.
2) социальный институт – сообщество занятых научной деятельностью людей, предполагает наличие специальных научных учреждений, специалистов. Между специалистами проходят заседания, собрания.
3)система знания – совокупность различных сведений о мире, объединённых в строгую систему
Функции науки: 1) социальной силы – вносит вклад в решение социальных проблем, влияет почти на все сферы общественной жизни; 2)производительной силы – все достижения технического прогресса и технологий являются результатом научного знания; 3) культурно-мировоззренческая – наука производит истинное знание как основание современного мировоззрения, является важной составляющей духовной культуры.
Картины мира.
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности.
· Философская картина мира: Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Мир один или много? Могу ли я познать мир? Создан ли он для меня?
· Религиозная картина мира удваивает мир. Есть мир идеальный и тот, в котором я живу.
· Научная картина мира постоянно изменяется. Научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации.
· Обыденная картина мира – в которой живём. Сначала живи, лишь потом философствуй.