double arrow

Трансформация традиций классического философского наследия в марксизме (К.Маркс, Ф.Энгельс).


19 век – век бурного развития капитализма, который породил рабочее движение и интерес мыслителей к социальным проблемам. Карл Маркс и Фридрих Энгельс повернули философию к проблемам изменения мира. Они создали диалектический материализм. Энгельс дал классическое определение основного вопроса философии, сформулировал три закона диалектики, рассмотрел основные формы движения.

Маркс особое внимание уделял проблемам отчуждения человека. Марксизм считал движущей силой истории классовую борьбу, которая приводит к революции и смене общественно-экономических формаций. В основе всего экономика.

 

Критика философской классики и иррационализация философии в XIX веке (С.Кьеркегор, Ф.Ницше).

В середине 19 в. стала ощущаться иррациональность существования человека в мире машин и социальных катаклизмов. Появились философы, которые обратились к проблемам смысла жизни человека, тому, что ему делать.

Фридрих Ницше считал, что высшие ценности потеряли на пороге 20 в. свое значение. Бог умер. Нужна переоценка ценностей. Ницше выдвинул идею сверхчеловека. Сверхчеловек типа Бога. Обычные люди нужны, чтобы развить сверхчеловека. Жизнь – «воля к власти», борьба всех против всех, побеждает лишь сильнейший.

Киркегор. Человеческий разум не в силах понять жизнь. Проблема смысла жизни и выбора образа жизни обусловлена конечностью этой жизни. Каждый человек начинает жизнь с нуля. Единичное выше общего. истина всегда субъективна. разум и наука никак не связаны с пониманием истины.Три стадии человеческого существования: Эстетическая (ради наслаждения). Этическая (добродетельность). Теологическая (религиозная).

Программа преодоления метафизики и основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм (О.Конт, Г.), неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, и др.), постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун).

Классический позитивизм (О.Конт): подлинно научное знание может быть получено лишь специальными науками; философия должна заниматься систематизацией конкретно – научного знания;

Конт рассматривает три формы интеллектуального развития человечества: теологическую (религия), метафизическую (абстрактную), позитивную (научную).

Неопозитивизм, отвергающий метафизику и стремящийся познать мир только с помощью эмпирических доказательств и с использованием естественных наук. Логика играет центральную роль в философии.любая значимая теория, должна быть доступна эмпирической проверке.

Карнап выдвигает ряд радикальных неопозитивистских концепций и отрицает мировоззренческий характер философии. Шлик полагал, что проблема познания сущности бытия бессмысленна. Единственно опыт является источником нашего познания.




Постпозитивизм (К. Поппер, И.Кун) - большое внимание уделяли динамике научного знания. В основе деятельности научного сообщества лежат определенные базисные формы научного знания:

у Куна это парадигма. Без накопления гипотез и знания, мы не сможем принять парадигму. Основную цель философии Поппер видит в разработке логических основ научной методологии. Наука развивается за счёт выдвижения смелых гипотез.

 

Основные стратегии развития неклассической западной философии в XX веке: Феноменология (Э.Гуссерль), аналитическая философия (Л. Витгенштейн), герменевтика (Х.-Г. Гадамер), психоанализ (3.Фрейд, К.Г. Юнг), экзистенциализм (А. Камю М. Хайдеггер, Ж.- П. Сартр), постмодернизм (Ж. Бодрийяр, Ф.Лиотар, Ж. Деррида).

Феноменология – исследует духовные сущности, данные сознанию, как независимые от реального существования и чувственного опыта.реальностью является не то, что существует независимо от сознания, а то, что сознание поправимо. Гуссерль: философия не имеет никакого отношения ни к окружающему нас миру, ни к изучающим его наукам; ее предмет — это исключительно лишь явления (феномены) сознания.

Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, защищает человеческую психику во всем ее многообразии. Основатель психоанализа З. Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека. Главный инстинкт - сексуальный. Карл-Густав Юнг: мы приходим с устоявшимися моделями поведения. Мысли работают у всех одинаково. Вера в Бога.



Аналитическая философия — это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка. Аналитическая философия продолжает линию позитивизма в современной философии. Витгенштейн: Язык есть граница мышления. Необходимо создать искусственный язык.

Экзистенциализм – философия существования. Существование (экзистенция) – это неповторимость личностного опыта человека, которая раскрывается в т.н. пограничных ситуациях (страх, тоска, вина…). Экзистенциализм Камю основан на отчаянии, которое вызвано не мыслью о мерзости жизни и человека (как у Сартра), а мыслью о величии личности, неспособной найти связь с равнодушным (но прекрасным!) миром. Человек, считает Хайдеггер, это "сущее, существующее способом экзистенции... Только человек экзистирует.

Герменевтика – определяет превосходство понимания над разумом, языка над сознанием. Тем самым подчеркивается возможность реконструирования жизненного мира прошлых культур с целью понимания отдельных их памятников. По мысли Гадамера, у историка, обращающегося к какому-либо историческому тексту, всегда есть некоторое «предварительное понимание». Отрешиться от предрассудка полностью невозможно, но можно привести его во взвешенное состояние — в этом и состоит задача историка.

Постмодернизм особое внимание уделял несистемным характеристикам человека. Общество рассматривается как тотальное проявление отношений «власть – подчинение». Они отдают предпочтение культуре, а не науке. Деррида выступает против структурности. Никаких общих смыслов и ценностейц нет. Интересен сам процесс, а не результат. Бодрийяр рассматривает социальную историю как историю развития способа значения. Бодрийяр доказывает, что развитие мира сопряжено с крайностями, а не с равновесием и гармонией. Лиотарутверждает, что понятие справедливости и несправедливости остаются корректными только в контексте постмодернизма.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: