Родовая сущность человека

Л. Фейербах:

Человек есть по своей природе родовое существо, человеческая сущность проявляется только в «единстве человека с человеком». Тем самым вводится понятие «родовой сущности». Родовая сущность человека - общее, надындивидуальное.

Л Фейербах возрождает представление о надындивидуальной общей природе человека, которая у него существует в межиндивидуальном общении. Общее, родовое в человеке не существует вне отношений людей. Человек как родовое существо универсален, его нравственность универсальна, этим он отличается от животного, его универсальность - есть выражение его родовой сущности, человек вне рода - ничто, раскрытие своей сущности делает человека человеком. Л Фейербах один из первых указал на противоречие сущности и существования как важнейшую характеристику человеческого бытия.

 

Человек, как продукт природы, зависит от нее. Но по мере развития производственных сил общества, человек повышал свою защищенность от стихийного "буйства природы".

С точки зрения марксизма принципиальным является то обстоятельство, что взаимодействие общества и природы носит исторический характер, что формы, масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития.

Сущность человека – это устойчивый комплекс взаимосвязанных специфических характеристик, необходимо присущих индивиду как представителю рода «человек, а также как представителю определённой социальной общности.

Признаки сущности человека:

1. родовой характер

Сущность человека выражает своеобразие рода «человек», которое так или иначе представлено в каждом единичном экземпляре этого рода.

Сущность человека включает совокупность черт, позволяющих судить о том, чем род «человек» отличается от прочих родов сущих, т.е. вещей или существ. Сущность присуща только роду. Носителем сущности является род, но не каждый экземпляр рода в отдельности.

2. деятельный характер

3. общественный характер.

4. конкретно-исторический изменчивый характер.

Человек, пишет Карл Маркс, есть существо родовое.

Из этого определения следует три существенные посылки.

1) человек органически связан с созданной им системой общественных отношений и связей.

2) проводится идея о недопустимости противопоставления индивида и общества, так как это чревато разрыву отношений не только между человеком и историей, но и между природой и обществом.

3) человек есть общественное существо и в силу данного обстоятельства всякое проявление его жизни является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и родовая жизнь человека, пишет К. Маркс, не является чем-то различным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: