Мировоззрение появляется в глубокой древности, его показатель – членораздельная речь. Мировоззрение – сложное образование в духовном мире человека, опираясь на принципы которого, человек ориентируется в мире, формирует свое поведение, определяет цели своей деятельности.
Мировоззрение имеет структуру. В его основе – представление о смысле человеческого существования.
Уровни мировоззрения:
-мироощущение (самый примитивный)
-мировосприятие (ясные, логические представления)
-миропонимание (умозаключения о системе мира)
Мировоззрение всегда связано с уровнем самосознания, самопознания и самовоспитания.
Виды мировоззрения:
-обыденное
-концептуальное
Исторические типы мировоззрения:
1) обыденное (житейское)
− Носители - вселюди.
− Положения передаются через воспитание и образование и строятся на здравом смысле и житейской логике.
− Цель - адаптироваться в окружающем мире.
2) мифологическое (эпоха палеолита)
− Человек не выделяет себя из природного мира, что приводит к антропоморфизации природного мира.
− Время не делится на прошлое, настоящее и будущее. Существует только сакральное (священное) и профанное (вечное настоящее)
− Все воззрения человека на мир определяют общественное устройство, индивидуальное бытие и выражаются во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
− В современном мире мифология сохраняет свое значение, проявляясь на бытовом уровне, в идеологических системах и в искусстве.
3) религиозное (эпоха верхнего палеолита)
− Структурированиемира
− Развитиеабстрактногомышления
− Формированиеспециальногоязыка
− Наличие священного писания, в котором четко зафиксирована истина
− Сосредоточение внимания на бытии человека (мир и человек не одно целое)
− Человек осознает, что он может познавать и преобразовывать, он осознает, что он слабее физически
− Человекпризналсвоюиндивидуальность
− Оно определило социально - политическое устройство человечества и оказало влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности
4) научное (возникает в эпоху верхнего палеолита)
− Утверждает, что можно дать объективную картину мира, которая будет истинной
− Стремление доказывать свои положения наглядно
− В основе любой науки – абстрактная конструкция
− Научные истины объявляются истинами в последней инстанции, или абсолютной истиной
− Связано с социальной системой и часто является основой идеологии
5) философское (эпоха верхнего палеолита)
− Наиболее ранними текстами являются «упанишады» - «сидеть у ног учителя» (сер. II – нач. I тыс. дон.э.)
− Эпоха расцвета – сер. I тыс. до н.э., когда в древних цивилизациях формируются первые философские направления и создаются первые философские тексты (Др. Китай – «Лунь Юй» Конфуция, «Веды» в Др. Индии, трактаты «О Природе» в Др. Грецииитд)
− Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру
− Философия всегда социально детерминирована и одновременно с тем определяет социальную действительность
− Философское мировоззрение всегда отличается свободой в интерпретации основных понятий и логики их развития, в основе философского мировоззрения всегда лежит понятие о свободе личности
− Свобода в интерпретации основных понятий вела к тому, что даже предмет философии исторически менялся. Предметом философии выступали отдельные фрагменты или первоначала мира, либо абстрактные понятия. Со временем предметом становится человек, его духовный мир и смысложизненная проблематика. (предмет – эпохальная проблематика)
− Основной метод философскогого мировоззрения – теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижение всех наук и культуры в целом.
2. Предмет и функции философии.
Философия – наука о человеке, обществе, системе мироздания и о познании.
Предмет философии – это всеобщие характеристики (стороны) различных типов отношений, складывающихся между человеком и миром.
Предмет философии – эпохальная проблематика.
− Человек
− Человечество
− Мир
− Процесспознания
Основной вопрос философии – «Что первично, бытие или сознание?»
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
− Мировоззренческая (формирование целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром)
− Методологическая (философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности)
− Мыслительно-теоретическая (философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы окружающего мира)
− Гносеологическая (цель - правильное и достоверное познание окружающей действительности)
− Критическая (подвергать сомнению окружающий мир. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение окостенелости знания, его модернизация, увеличение его достоверности)
− Аксиологическая (оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.)
− Социальная (объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения)
− Воспитательно-гуманитарная (культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу)
− Прогностическая (на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества)
Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Только через их целостное единство проявится специфика и сущность философского знания.
3. Диалогичность философии.
Диалогичность философии подразумевает:
· Диалог человека с самим собой (человек мыслит с помощью внутреннего диалога)
· Диалог философа с другим человеком
· Диалог во времени и пространстве (через произведения), т.е. вступление с эпохой и предшествениками
Диалогическая философия - совокупное обозначение философских учений, исходным пунктом которых является понятие диалога. Диалогическое отношение (отношение Я – Ты) мыслится при этом как фундаментальная характеристика положения человека в мире.
Определяющую роль в социальном познании играет диалог, который еще с античных времен стал известен как литературная форма, употребляемая для изложения проблем с помощью диалектики. Диалог — это разговор между двумя или несколькими лицами, форма устного общения между ними, которая может быть закреплена в письменном виде. В диалоге осуществляются два естественных человеческих стремления — стремление сказать и быть услышанным и стремление понять и быть понятым.
Процесс понимания всегда носит диалогический характер, поскольку понимание тесно связано с общением. Понимание — это всегда диалог личностей, текстов, мыслей, культур и т.д. Именно в диалоге осуществляется взаимопознание и взаимопонимание субъектов. Современная философия диалога развивается в двух направлениях, сообразно с тем, на какой аспект диалога - информативный или личностный - делается акцент.
1) Демонстрируя в основном информативный характер, диалог выступает как теория языковых коммуникаций (Сократ).
2) Если же развивается личностный аспект диалога, то объектом анализа является встреча партнеров по диалогу, а сам диалог и событие встречи становятся основой для философствования. (Л.Фейербах)
Особенности:
-критическое отношение к метафизике как к философии субъективизма
-оппозиция по отношению к философии рационализма от Декарта (16-17 вв.) до Гегеля (18-19 вв.).
-ее последствием стало новое мышление или новая философия, именуемая философией диалога.
Согласно диалогической философии человек исходным образом не знает сам себя в качестве субъекта. Этот субъект первично вовсе не соотносится с объектом, т.е. с миром, и не переносит на другие «Я» свойства этого объекта. Напротив, человек в диалогической философии воспринимает себя в первую очередь в отношениях с «Ты». Соответственно, мир человека – это общий мир человеческого совместного бытия. Диалогическая философия видит полноту осуществления такого совместного бытия в совместном между собой говорении, т.е. в диалоге.