Проблема доказательства бытия Бога в философии

Доказательства бытия бога - обоснования истинности тезиса о существовании бытия Бога.

К классическим Д.Б.Б. относятся:

1) онтологическое (то есть "очевидное" доказательство существования Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Ф. Аквинский - «Существующий мир существует не сам по себе, а лишь благодаря Богу, чье бытие тождественно сущности. В отличие от бога, все прочее тяготеет к тому, чтобы быть».

«Сумма теологии». 5 доказательств существования Бога:

1. доказательство от движения (все, что движется в мире, движимо чем-то другим, следовательно, должен существовать Бог, как неподвижный перводвигатель);

2. Космологическое доказательство (все вещи в мире обусловлены действующими причинами, вещь не может быть причиной самой себя, следовательно надо допустить не обусловленную причину т. е. Причину всех причин);

3. доказательство от возможности (природу составляют вещи, бытие которых не необходимо, а только возможно, но если бы все могло не быть, то рано или поздно не осталось бы ничего, следовательно, ничто не могло бы возникнуть. Все сущее имеет свою необходимость в чем-то другом, следовательно, мы не можем не принять существование того, кто имеет собственную необходимость в себе самом);

4. В реальности существуют вещи различных степеней совершенства, следовательно должно существовать нечто абсолютно совершенное;

5. Аргумент финализма - в природе все имеет смысл и полезность, следовательно должен существовать Бог, управляющий миром и направляющий все вещи к их цели.

2) телеологическое (целесообразность мира предполагает наличие целеполагающего субъекта);

3) космологическое (наличие мира требует наличия своей причины).

«Космологическое доказательство» бытия Бога было разработано еще древними (в частности, Аристотелем) и чаще всего встречается в следующем виде: каждая вещь в мире и вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя — где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной.

Кант считает, что душа, мир как целое и Бог - это "вещи в себе", которые в принципе недоступны теоретическому познанию и какому-либо рациональному доказательству, поэтому и науки о них не являются действительными теоретическими науками, способными дать достоверные знания о мыслимых здесь объектах.

Рационалисты 17 века обращаются к божественной реальности. У Декарта, взаимосогласованность двух субстанций обеспечивается только Богом.

Спиноза – отождествляет бога и природу.

Ньютон – в своей концепции механической вселенной не обошелся без идеи первотолчка, которым бог приводит в движение пассивную материю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: